Торпедо для peugeot 107

Студия автозвука Электросила

✆ +380505816770 ✆+38(068)3597176

Peugeot 107 — установка звука

В этой небольшой машинке нам была поставлена задача построить качественную аудиосистему без излишних модификаций автомобиля, т.к. машина покупалась хозяйкой на 2-3 года. Поэтому здесь не подразумевалось процессорных систем с километрами кабелей, ящиков в багажнике, полной шумоизоляции салона, переделки дверей и прочих ужасов.

Зато нам сразу понравились штатные места под акустику, сделанные инженерами Toyota (как все знают, Peugeot 107 это не что иное как Toyota Aygo с измененной внешностью). Штатная акустика размером 10см располагалась по углам торпедо «Пыжика» и работала на отражение от стекла, причем разница расстояний от левого и правого динамика до слушателя оказалась не очень большой, поэтому такое расположение динамиков хорошо влияет на построение звуковой сцены в автомобиле. Причем, инженеры развернули динамики таким образом что оси излучения пересекались между передними сидениями что тоже очень хорошо и странно одновременно, т.к. обычно конструкторы думают о звуке в машине в последнюю очередь если думают вообще.

Штатные динамики Peugeot 107

Вот так выглядела штатная магнитола производства Panasonic. Первое что мы сделали это с радостью её сняли 🙂

После приобретения переходной рамки для Peugeot 107 и установки мультимедийной магнитолы Clarion VZ 709E даже штатные убогие динамики запели! Появилась сцена, хоть и достаточно узкая но правильная. Тогда было окончательно решено ставить новую акустику в те же места, только основательно доработанные. Первым делом мы разобрали торпеду Пежо, для того чтобы посмотреть насколько большие можно поставить туда динамики. Размера 10 см для нормального результата было бы явно недостаточно.

Торпедо удобно разбирается сверху вниз:

После того как мы разобрали торпеду оказалось что корпуса из стеклопластика вполне могут туда поместиться но акустика Focal 130KR выбранная хозяйкой, от установки в корпуса не получила бы никаких преимуществ -ну не корпусная она и все. Задача упростилась и слава Богу.

Наконец приехала заказанная акустика:

Сделано во Франции:

Нужно резать, но нас это никогда не пугало))

На нашем пути встал корпус печки, пришлось его тоже немного подровнять))

На пути динамика встала не только «печка» но и боковые воздуховоды, которые тоже пришлось чуть подрезать а потом красиво заглушить.

Вот что получилось в итоге. Посадочные места были значительно расширены под акустику размером 13 см с большими магнитами но изначальное заводское направление динамиков мы сохранили:

Теперь нужно правильно расположить и направить «пищалку». Основное правило беспроцессорных (да и любых других) систем-пищалку ставить рядом с «серединой», в данном случае с мидбасом. Мы взяли китайскую лазерную указку и с её помощью свели оси излучения будущих твитеров в ту же точку в которую «смотрят» мидбасы. Вот что получилось:

Вырезанные в пластике отверстия мы решили закрыть накладками, окрашенными в цвет кузова но без защитных сеток, чтобы не портить шикарный вид диффузоров из кевлара. Вот как изготавливались накладки:

Именно в эти накладки и были интегрированы пищалки:

Затем накладки были подготовлены под покраску и покрашены в цвет кузова. Вот что у нас получилось:

Весь пластик торпедо был обработан Вибропластом от STP и затем Герметоном А15 от Шумофф для устранения нежелательных переотражений, т.к. акустика по сути играет под торпеду, без корпусов.

После того как акустика была установлена мы стали выбирать сабвуфер. Ввиду того что 13см мидбасы в таком акустическом оформлении бас ниже 80Гц играть в принципе не могут, для нормального воспроизведения низкочастотного диапазона требуется фронтальный сабвуфер. Иначе сцена по-любому будет оттягиваться назад, особенно учитывая отсутствие процессора. Мы решили использовать уникальный в своем роде 13-сантиметровый сабвуфер Focal 13WS. И место ему нашлось самое правильное — вместо кармана для мелочей справа, ведь на Peugeot 107 даже нет привычного «бардачка» с крышкой.

Корпус сабвуфера был изготовлен из фанеры и стеклопластика с последующей шпатлевкой и обтяжкой алькантарой.

Труба фазоинвертора получилась довольно длинной по расчетам-около 50 см при диаметре в 5см, понятно что такой длины труба не поместилась бы в маленьком ящике. Поэтому труба ФИ делает два изгиба внутри корпуса, затем выходит наружу и затем снова заходит внутрь.

Накладка из стеклопластика, окрашенная в цвет кузова завершает дизайн корпуса сабвуфера.

Такое расположение сабвуфера позволило хорошо «склеить» границы частотного диапазона 13-сантиметровых мидбасов и сабвуфера. Частота раздела оказалась довольно высока, около 100Hz, но из за фронтального расположения сабвуфера бас локализуется там где надо-спереди.

Теперь об усилителе. Мы выбрали усилитель класса D — Hertz HDP 4 за его хороший звук, компактность и низкое энергопотребление. Мы решили поставить усилитель под водительское сидение, чтобы не занимать и без того крохотный багажник. Кроме того, при такой установке провода получаются максимально короткими- а следовательно меньше потерь и дешевле.

Под усилитель мы изготовили две площадки-верхнюю и нижнюю. Нижняя площадка из фанеры приклеена прямо к кузову полиуретановым герметиком. Верхняя прикручена к нижней сверху через ковер. Крепление получается очень жестким. На той же площадке смонтированы кроссоверы. (Кстати, расположение кроссовера вблизи усилителя также положительно сказывается на звуке).

Для защиты усилителя от механических повреждений (например ногами задних пассажиров) и попадания посторонних предметов мы изготовили крышку из стеклопластика:

Фото в процессе изготовления к сожалению потеряны-вот конечный результат:

Защитная крышка для усилителя тоже покрашена в цвет кузова под лак в духе общей концепции

Вот общий вид инсталляции:

Результат этой установки — первое место в классе на соревнованиях в Одессе.

Журнал FOR’Z за ноябрь 2012 года напечатал нашу машинку на обложке и посвятил инсталляции 2.5 разворота журнала!

Почитать статью в можно скачав её здесь: Пежо.pdf (Хотя на самом деле практически весь текст статьи взят с нашего сайта) 🙂

Источник: electrosila.info

Аудиосистема в Peugeot 107

Константин НЕЖИВЕНКО, Миасс Челябинской обл.

Тренировки на кошках

Будь я чуть проворнее, эта система была бы дебютом Peugeot 107 на страницах «АЗ». Увидев обложку апрельского номера 2013 года, поначалу даже огорчился…

Ненадолго, правда. Прочёл, сравнил, убедился: у меня многое, если не всё, сделано по-другому и право на существование имеет не меньшее (как минимум). А если учесть, что малыш уже успел заработать звание вице-чемпиона страны…

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine DVA-9861Ri
  • Процессор: Alpine PXA-H800
  • Усилитель: Phoenix Gold Roadster 66 Limited Edition
  • Акустика: Morel Supremo SW5, Supremo Piccolo
  • Сабвуферы: Morel Ultimo SW8

Но я начну с того, с чего и думал начать — с самого начала. Музыкой болею с того момента, как впервые услышал пластинку битлов «Hard Day`s Night», года эдак в четыре. В более или менее сознательном возрасте меня начало тянуть на гитары, комбики, микшерные пульты и прочую рэковую обработку — так я серьёзно увлёкся звуком. Следствием стала своя рок-группа, домашняя звукозапись, потом работа на project-студии в Челябинске, а также на концертах в качестве звукорежиссёра FOH и мониторных линий. Даже успел поработать (помощником звукорежиссёра, правда) на концерте легенды мировой рок-сцены — Ronnie James Dio. А потом я получил водительское удостоверение, и звук стал, в том числе, и «авто»…

Так получилось, что в моей машине до сих пор стоит «штатка». Уже очень скоро это будет исправлено, но чтобы (решиться) начать проект, на который я возлагаю большие надежды, пришлось потренироваться. Следуя советам из фильма (не говорите, что не смотрели), для тренировок была взята кошка. Точнее, львёнок — Peugeot 107. Концепция системы продиктована размерами автомобиля: маленькой машине — маленькие компоненты. Есть, правда, компонент, этой концепции противоречащий, но о нём — когда придёт время.

С акустикой всё прошло более или менее гладко: прослушав ряд претендентов, я выбрал комплект из мидбасов Morel Supremo минимального калибра (5дюймов), твитеров Morel Supremo Piccolo (немаленькие сами по себе, но значительно меньше, чем просто Supremo) и самого миниатюрного сабвуфера из серии Ultimo — SW8. Дальше началась чехарда. Подбор усилителей занял значительное время, было пересмотрено просто невообразимое количество вариантов. Не знаю, сколько бы это продолжалось, но закончилось весьма неожиданно. Мне позвонил «малоизвестный» Александр Лысенко и сказал буквально следующее: «Продаётся Phoenix Gold Roadster 66, бери в «Пежо»!» На все мои возражения в духе «он же чуть ли не метр в длину, куда его ставить?!» был выдвинут бронебойный аргумент: «Бери, не пожалеешь. Придумаешь что-нибудь…» Ну что ж, концепция концепцией, но такими советами не разбрасываются. Взял. Не пожалел. Придумал. Но и об этом позже, а то усилитель норовит влезть без очереди, злоупотребляя габаритами и массой. Сейчас очередь головного устройства. Со связкой ГУ + процессор вопросов не возникло совсем. На роль «головы» — Alpine DVA-9861Ri, на роль процессора — Alpine PXA-H800, сигнал по оптике. Думаю, здесь я никого не удивил.

Итак, начались первые тренировки: надо было всё это как-то поставить. Пока шёл мыслительный процесс, руки были заняты проклейкой автомобиля материалами StP — львёнок в стоке оказался уж больно шумным. К тому моменту, как работа по шумовиброизоляции закончилась, уже было принято решение о размещении компонентов: усилитель с процессором — в багажник, твитеры — в уголки зеркал, мидбасы — в торпедо, сабвуфер — куда-нибудь вперёд (на тот момент точнее было сказать ещё невозможно).

Решил начать с самого весёлого — установки мидбасов в приборную панель. Сперва было действительно страшно: с таким типом установки работать не приходилось ни разу, но в мудрости «глаза боятся — руки делают» сомневаются лишь те, кто лишён рук. Первое, что было сделано (чтобы не было дороги назад) — подиумы. Без них в этом случае обойтись нельзя: Supremo (пусть и пятидюймовые) имеют немалую посадочную глубину, и даже после тотальной «расчистки территории» под панелью путём переноса штатных блоков реле мидбасы никак не хотели притягиваться к панели. В результате работ с фанерой и шпатлёвкой со стекловолокном получились две чёрные «лепёшки», перекликающиеся формами с центральным воздуховодом. Для надёжности крепления каждый подиум притянут к панели восемью болтами. Но это, как говорится, цветочки. Ягодки в том, что израильские мидбасы рассчитаны на работу в оформлении ЗЯ или ФИ. И никак иначе, если, конечно, требуется раскрыть весь их потенциал. Погоняв параметры динамиков в Speakershop, рассчитал оптимальный объём закрытого ящика — 10 л. В таком оформлении программа обещала, что мидбасы будут свободно играть до 75 Гц, что давало возможность без проблем состыковать их с сабвуфером. И всё бы ничего, но ведь мы имеем дело с малюткой Peugeot 107. Как выкроить под панелью два объёма по 10 л?

Было решено сделать ящики максимально возможного объёма по месту. Было не по себе — если объём будет больше нужного, убрать лишнее пеноплексом не составит труда, а вот если окажется меньшим, придётся что-то придумывать. Но времени на страх не было, поэтому, вооружившись стеклотканью и полиэфирной смолой, начал выклеивать днище будущего объёма. Обклеив всё под торпедой малярным скотчем, разложил с обеих сторон листы стеклоткани, прижав по форме ко всем имеющимся реле, печкам и прочим кронштейнам, и начал пропитку полиэфирной смолой. Верхнюю часть объёма выклеил, притянув стеклоткань к панели фанерными кольцами. Технология та же: распределяем, пропитываем. Тут стоит упомянуть один нюанс: ровно в том месте, где должны были располагаться мидбасы, внутри панели проходили воздуховоды. Чтобы установить динамики, не пожертвовав комфортом (летом на Урале достаточно жарко, а зимой — очень холодно), штатные воздуховоды были удалены хирургическим путем, а на их место установлены новые, из водопроводной гофры, с нужной «траекторией». Как говорится, и мидбасы сыты, и львята целы. Параллельно с переносом воздуховодов довольно хлипкий пластик панели был усилен наиболее эффективным материалом — STp Bimast Bomb, что исключило паразитные резонансы.

Итак, верхняя и нижняя части объёмов были намечены. Установив панель на место, посредством жёсткого «StP Визомат МП» соединил верх и низ. Снова сняв панель, выклеил боковины — опять стеклоткань и полиэфирка. В результате получились два ящика весьма занятных форм, но пока весьма незанятной жёсткости. Для укрепления стенок была использована шпатлёвка со стекловолокном: после этого ящики стали такими жёсткими и прочными, что на них можно было прыгать. Хоть львёнку, хоть взрослому льву. В тот же вечер ящики уехали домой для измерения объёма. Тут никаких премудростей: поскольку ящики вышли полностью герметичными и влагостойкими, измерения производились при помощи воды. Первым был измерен ящик для правого мидбаса, он мне показался чуть более крупным. Когда в нём поместилось 9,7 л, я уже был готов бежать в магазин за шампанским, но удержался: стрелять пробкой было рано, пока оставался неизмеренным объём для левого мидбаса. Даже сложно описать мой восторг, когда в него поместилось… 9,7 л. То есть ровно столько же, сколько и в правый. Конечно, это чуть меньше «идеальных» 10 л, но, откровенно говоря, я ждал куда меньшего. Дальше всё по накатанной: намертво закрепив объёмы болтами к трубе распорки автомобиля и, опять же болтами, соединив кольцо объёма с подиумом, получил надёжное крепление акустической системы к кузову. Первая тренировка прошла успешно.

С твитерами проблем не возникло (на таких конструкциях успешно тренировались целые поколения): взяв за основу штатные пластиковые обшивки с уголков зеркал, после предварительного подбора направления излучения, из шпатлёвки со стекловолокном сделал подиум. После шкурения и окраски подиумы стали выглядеть, как заводские.

Когда акустическая часть была готова, пришло время установить процессор и усилитель. Для обеих «железок» выпилил из фанеры фальшпанели, которые после окраски разместились в багажнике: фальшпанель усилителя на спинке заднего сиденья, процессора — на левой боковине. Почему именно на левой? Потому что входы у Roadster 66 находятся слева, при таком расположении межблочные кабели получаются очень короткими (около 25 см каждый). Затем, закрепив на болты (для этого в фальшпанелях заблаговременно были вбиты закладные гайки) усилитель и процессор, начал работу по укладке проводов. Разумеется, гофра, лужение концов, термоусадка, цветовая маркировка, всё как подобает. Но и тут не обошлось без забав и тренировок.

Провод питания усилителя имеет калибр 2AWG. Создатели автомобиля, скорее всего, даже не представляли, что кому-то может понадобиться тащить в салон такой кабель, поэтому в моторном щите подходящих отверстий не сделали (странно, да?), а жгуты штатной проводки позволяли протащить вместе с собой максимум «восьмёрку». Слышали про суровых челябинских парней? Вот именно… При помощи дрели, сверла «ёлочки» и чьей-то там мамы в моторном щите появились два новых отверстия, которые посредством специальных пластиковых изделий превратились в кабель-каналы. Разумеется, чтобы защитить металл от пагубного воздействия влаги и прочих нехороших вещей, края отверстий были обработаны антикором и герметизированы «фирменным» составом «Гамачуча» (битумный слой от вибропласта StP). Так вопрос питания усилителя был решён: от АКБ (кстати, уже не «родного» 37-го, а новенького 65-го, с повышенным пусковым током) были прокинуты два «ручья» DAXX калибром 2AWG — плюс и минус.

Остальная коммутация выполнена посеребрёнными кабелями фирмы Wireworld — акустические Orbit 16\4 и межблочные Equinox 6. Тут тренировки не понадобились: прежний опыт показывал, что Morel очень любит серебро и, получив его, отлично раскрывается сверху.

Настал момент первого включения. Слезам счастья было суждено течь недолго, на дворе стоял май, и меньше чем через неделю машина должна была отстаивать честь команды Miass SQ Team на соревнованиях АМТ-Евразия в Оренбурге. Начались бессонные ночи с ноутбуком, контрольным микрофоном dbx и десятками дисков из домашней коллекции…

Здесь я сделаю важную и нужную паузу и вернусь к вопросу о тренировках. По-настоящему, есть ещё один важный факт, о котором я пока умалчивал. Такой вот бесчувственный и неделикатный… Главным пользователем машины и её законным владельцем является моя жена (по гороскопу — Лев, кстати). Мало того, что она согласилась отдать авто «под нож» — она решилась сама выступать на ней на соревнованиях. А значит — требовалась тренировка. Самая увлекательная во всём проекте: когда объясняешь жене, что «провод Ai-Net вместе с оптическим кабелем уложен в гофру и промаркирован синим цветом, уложен так, закреплен эдак, и всё это соответствует такому-то пункту Правил», а она тебя при этом раз — слушает, два — понимает, три — может потом это всё рассказать… Честно, в этом месте я сам себе завидую! Результатом тренировок стало то, что судьи разводили руками и говорили: «Вот это — настоящий спортсмен». Вообще-то, «спортсвуман», ну да ладно…

И настал момент истины. Первые соревнования. К этому моменту аудиосистема была уже подстроена (настроить её еще предстояло). Динамические характеристики просто валили с ног (я же обещал вернуться к Roadster 66 и обещаниям Лысенко) — было ощущение, что струны от трёх контрабасов лопнут и прилетят в лицо, а удары бас-бочки заставляли сердце биться в их ритме.

Я не случайно упомянул бас-бочки. Часто бывает так, что барабанщики используют их две, чтобы было быстрее. По-моему, перед оглашением результатов мое сердце билось так, что и четырём бочкам не сыграть (Roadster научил, он и с таким справляется). Волнение было вознаграждено: серебро!

А теперь — сюрприз в студию. Как мог успеть заметить внимательный читатель, сабвуфер был упомянут лишь в самом начале, где речь шла о проектировании системы. Всё правильно: машина на соревнования выехала без сабвуфера. Совсем. Только твитеры и пятидюймовые мидбасы. В таком составе системы «чашки» за вторые места, помимо Оренбурга, удалось привезти с этапов в Абзакове и Казани. Только тут подоспела «тяжелая артиллерия». Относительно тяжёлая…

Сабвуфер Morel Ultimo SW8 приехал ровно за неделю до проведения этапа АМТ-Евразия в соседнем Казахстане. Повертев изделие в салоне и получив категорическое «нет» от владельца машины (и уже опытной спортсвуман) по поводу идеи «бардачок, давай, до свидания» (на самом деле логично — в машине и так некуда класть мелочёвку), решили поставить сабвуфер под сиденье пассажира. Изготовленный из фанеры ящик объёмом примерно 12 л закрепили при помощи стальных кронштейнов к штатным местам крепления сиденья. Однако ход диффузора малютки Ultimo достаточно велик, и были опасения, что подвес будет «врезаться» в нижнюю часть сиденья. Чтобы этого не допустить, изготовили проставки высотой 20 мм, поднявшие кресло на безопасную высоту. После пары дней прогрева нового динамика система была настроена, и машина поехала на этап АМТ-Евразия в Астану. Установка сабвуфера дала о себе знать — золото в классе «Любитель — Качество звука».

Оставался последний рубеж — Финал России. По прогнозам погода обещала быть прохладной, поэтому настройка проводилась ночами, чтобы попасть в тот же температурный режим. Все болты были лишний раз протянуты, вся проводка проинспектирована, аккумулятор заряжен, пресет зарезервирован в ноутбуке. Результатом всех стараний стало звание вице-чемпиона России. С отставанием в 9 баллов от машины, взявшей Гран-при за лучший звук.

На этом тренировки с львятами закончились. Остаётся выразить глубокую признательность людям, без которых этот проект так и остался бы проектом. Итак, спасибо: Александру Эпштейну, Александру Лысенко, Максиму Воробьеву, Артему Стадникову! И отдельная благодарность вице-чемпиону России в классе «Любитель» по версии АМТ-Евразия — моей жене и настоящей спортсвуман Александре Романовой!

Вместо эпилога: Поскольку тренировки прошли успешно, на очереди моя Honda Civic 5d, поэтому, думаю, еще встретимся. Скучно не будет, обещаю…

Мало кто верит на слово, что под торпедо Peugeot 107 можно разместить два бокса по 10 литров (минус стакан до краёв). Вот доказательство: можно…

В нашем деле, конечно, не обойтись без хитринки: новые воздуховоды из будничной сантехнической гофры

Усилитель, как и ожидалось, не встал, а втиснулся в багажник. Но дело того стоило

Зато процессор места не занял совсем

Не думали конструкторы, что через моторный щит такой машины понадобится протаскивать провода такого сечения

Сабвуфер под сиденьем. Сиденье приподнялось на 20 мм, если не знать, то и не заметишь

Источник: www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Категория Haima