Схема лямбда зонда toyota

Содержание

Обманка лямбда зонда Тойота Королла

Начиная с 2006 года, продукция японского автомобильного гиганта «Тойота» пользуется повышенным спросом у населения. Особую роль в этом сыграло не столько качество, как доступность моделей для среднестатистического человека. Хотя качеству также надо отдать должное. Японская техника, как бытовая, так и автомобильная, всегда была на порядок выше всех остальных. Даже среди самих японских марок присутствует жесткая конкуренция. Так, известная на весь мир марка «Тойота» занимает лидирующие позиции, на втором месте — концерн «Мицубиси», после идут «Ниссан», «Мазда» и прочие.

Вместе с такими прелестями присутствуют и недостатки, среди которых: привередливость топливной системы и дороговизна запасных частей при проведении ремонтных работ. С одной стороны, этому имеется объяснение, так как качественное должно потреблять только лучшее. После приобретения технического средства многие автовладельцы сталкиваются с такой проблемой, как преждевременный выход со строя катализатора и его «соседа» — лямбда зонда. О том, как это исправляется, читаем ниже.

Понятие датчика кислорода и почему на его место может встать обманка лямбда зонда Тойота Королла

Датчик кислорода и лямбда зонд — это одно и то же. Он предназначен для сепарации потока выхлопных газов, сканирования содержимого и передачи результатов центральному блоку управления. Внешне датчик имеет форму штуцера, длиной всего в несколько сантиметров, толщина также незначительная. Постоянное место дислокации датчика – корпус катализатора или возле фланцевого крепления трубы. В каждом автомобиле датчик инсталлируется по-разному, равно, как и количество самих штатных катализаторов. Сам штуцер ввинчивается в металлический корпус, а противоположная часть уходит контактной клеммой к плате электронного блока управления двигателем.

Каждый такой визит в сервис заставляет оставлять здесь не малую сумму денежных средств. Не все согласны с такими действиями. Чтобы как-то увеличить сроки посещения СТО и снизить затратную часть на обслуживание, используется положительная практика установки обманки лямбда зонда. О том, что это такое, и как его устанавливать, рассмотрим ниже.

Обманка датчика кислорода Тойота Королла

Обманка существует двух видов:

Подробным образом рассмотрим каждый из видов.

Механическая обманка

Представляет собой штуцер, изготовленный из металла с центральным сквозным отверстием по центру. Диаметр — 0,6 см. Кроме того, на каждом из концов имеется резьба. С одной стороны она — внутренняя, для вкручивания датчика кислорода, с иной — внешняя, для ввинчивания самой проставки. Иными словами, это обычный металлический переходник между корпусом катализатора и лямбда зондом.

Принцип работы прост. Выхлопы поступают в катализатор, при входе часть газов отбирается датчиком для сепарации. По пути следования к лямбда зонду газы разбавляются кислородом. Дойдя до самого датчика, количество токсических отходов уменьшается априори. Данные, которые передаются центральному блоку управления, содержат в себе изменённые показатели.

Электронная обманка

Эмулятор выхлопных газов имеет совсем иную структуру и форму. Это типичная микросхема, размером с половину спичечного коробка и двумя проводами на концах для подведения питания к эмулятору. Устанавливается обманка в том месте, где расположен блок центрального управления автомобилем. В каждом техническом средстве он имеет свою дислокацию.

Например, в Тойота Королла блок управления двигателем инсталлирован непосредственно в моторном отсеке, с правой стороны, ближе к крылу. В иных моделях он установлен под центральной торпедой, между передними сиденьями.

Сам эмулятор подключается к ЭБУ посредством контактной платы, откуда и происходит питание электрическим током. Принцип действия заключается в изменении данных, которые передаются на ЭБУ. Датчик кислорода пересылает данные для блока управления, на пути к нему эмулятор перехватывает их и заменяет своими, после чего следует отсылка адресату. «Свои данные» эмулятор считывает с хранилища стоковой прошивки, которая была ранее предустановленна. В общем, алгоритм работы схож с металлической проставкой, только в несколько изменённой форме.

Как установить обманки на Тойота Королла

Монтаж осуществляется просто и быстро. Нет необходимости демонтировать оборудование. Металлическая проставка устанавливается путём выкручивания датчика кислорода и ввинчивания в его отверстие механического эмулятора. В посадочное гнездо самого эмулятора ввинчиваем лямбда зонд. На этом работы по установке окончены.

Электронный эмулятор устанавливается несколько сложнее и дольше. Предварительно необходимо отключить положительную клемму от аккумулятора, чтобы предотвратить короткое замыкание системы. Далее подключаем контактную плату к электронному блоку управления. Снова подсоединяем плюсовую клемму и запускаем двигатель. Смотрим на панель приборов. Индикатор ошибки должен погаснуть, в противном случае нужно искать поломку. Не исключена вероятность прошивки блока на стандарты «Евро-2» или «Евро-3». Требования к указанным стандартам не такие жёсткие, как для «Евро» шестого поколения, и электронный блок управления двигателем не станет распознавать это в качестве ошибки.

Частые неисправности обманки

  • Электрические кабеля повреждены, из-за чего ток не поступает к микросхеме, данные не передаются блоку управления, система идентифицирует это как ошибку.
  • Физическое повреждение металлической обшивки катализатора или пластикового чехла эмулятора.
  • Неплотное завинчивание в посадочное гнездо, из-за чего идёт стравливание воздуха в атмосферу.
  • Нестабильная работа стоковой прошивки в автомобиле. Часто случается так, что при замене катализатора и монтаже обманки система даёт сбой, и необходимо её перепрошить. Таким образом, из памяти блока удаляем данные о наличии штатного катализатора. Процедура аналогичная стиранию программы на персональном компьютере.
  • Фактор брака при изготовлении детали, или в качестве материала было избрано низкосортное сырьё.

Советы по увеличению срока эксплуатации

Заправлять в силовой агрегат только качественное и очищенное топливо. Что машина потребляет, то она и выдаёт. Следите за уровнем масла в системе, так как его отсутствие приводит к моментальному перегреву системы и массовому выбросу большого количества выхлопных газов, которые оседают на поверхности каналов и затвердевают.

Источник: nevaglush.spb.ru

Схема эмулятора лямбда зонда своими руками

Дата публикации: 16 января 2017 .

Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше. Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

Механическая обманка лямбда зонда («ввертыш»)

«Ввертыш» – это втулка, изготовленная из бронзы или теплоустойчивой стали. Внутренняя часть такой «проставки» и ее полости заполняются керамической крошкой со специальным каталитическим покрытием. Благодаря этому отработанные газы дожигаются быстрее, что, в свою очередь, приводит к разным показателям импульсов 1 и 2 ДК.

Важно! Любая обманка устанавливается только на исправный лямбда зонд.

Самодельная обманка лямбда зонда, схема которой представлена ниже, проста в изготовлении. Для этого вам потребуется подготовить:

Делается обманка на обрабатывающем токарном станке. Если такового нет, то можно обратиться к специалисту, предоставив ему чертеж.

Полученная деталь совместима с большинством выхлопных систем как отечественных, так и зарубежных автомобилей.

Установка обманки лямбда зонда производится следующим образом:

  • Поднимите авто на эстакаду.
  • Отключите минусовую клемму на АКБ.
  • Выкрутите первый (верхний) зонд (если их два, то снимите тот, который расположен между катализатором и выпускным коллектором).
  • Вкрутите лямбда зонд в «проставку».
  • Установите «усовершенствованный» датчик на место.
  • Подключите клемму к аккумулятору.

Полезно! Обычно механическая обманка второго лямбда зонда не выполняется, так как этот ДК защищен катализатором и контролирует только его состояние. Самым чутким является именно первый датчик, который установлен ближе всего к коллектору.

После этого системная ошибка «Check Engine» должна исчезнуть. Если этот способ не сработал, можно воспользоваться более дорогостоящей обманкой.

Электронная обманка

Еще один способ устранения проблем с ДК – это электронная обманка лямбда зонда, схема которой представлена чуть ниже. Так как датчик кислорода передает сигнал контроллеру, то схема-обманка, подключенная к проводке от датчика к разъему, позволит «загрубить» систему. Благодаря этому, в ситуации, если лямбда зонд будет неисправен, силовой агрегат будет продолжать работать корректно.

Полезно! Места установки такой обманки могут отличаться в зависимости от модели АТС. Например, она может быть монтирована в центральный тоннель между сиденьями, в торпеде или моторном отсеке.

Схема-обманка – это однокристальный микропроцессор, который анализирует процессы в катализаторе, получает данные от первого ДК, обрабатывает их, преобразует до показателей второго датчика и выдает на процессор автомобиля соответствующий сигнал.

Чтобы установить обманку этого типа, вам потребуется схема подключения лямбда зонда, которая выглядит следующим образом.

Как видите, бывает разная распиновка лямбда зонда (4 провода, три и два). Цвета проводов могут также отличаться, чаще всего встречаются изделия с 4 пинами (2 черных, белый и синий).

Для изготовления обманного устройства, вам потребуется:

  • паяльник с мелким жалом и припой;
  • канифоль;
  • неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ Y5V, +/- 20%;
  • резистор (сопротивление) на 1 мОм, С1-4 имп, 0,25 Вт;
  • нож и изоляционная лента.

Полезно! Перед установкой, схему лучше всего поместить в пластиковый корпус и залить ее «эпоксидкой».

Дальше электронная обманка на лямбда зонд своими руками монтируется следующим образом:

  • Отключите минусовую клемму АКБ.
  • «Препарируйте» провод, который идет от самого ДК к разъему.
  • Разрежьте синий провод и подсоедините его обратно через резистор.
  • Впаяйте неполярный конденсатор меду белым и синим проводами.
  • Заизолируйте соединения.

Ниже представлена схема обманки лямбда зонда своими руками для распиновки на 4 провода.

На заключительном этапе, должно получиться следующее.

Такие манипуляции не стоит выполнять, если у вас нет должного опыта. Сегодня в магазинах представлены готовые схемы-обманки, которые без труда сможет установить даже начинающий водитель.

Перепрошивка контроллера

Некоторые особо искушенные автовладельцы решаются на перепрошивку блока управления, благодаря чему блокируется обработка сигналов второго кислородного датчика. Однако необходимо учитывать, что любые изменения алгоритма работы системы могут привести к необратимым последствиям, так как вернуть заводские настройки будет практически невозможно и затратно. Поэтому выполнять такие манипуляции самостоятельно не рекомендуется. То же самое касается и готовых прошивок, которые продаются в интернете.

Полезно! При перепрошивке лямбда зонды удаляются.

Если вы все-таки хотите произвести перепрошивку системы, то обратитесь к грамотному специалисту, который сможет отключить получение данных ДК с помощью специализированного оборудования.

Также стоит учитывать, что практически любое вмешательство в работу систем, может привести к не самым приятным последствиям.

Какие последствия бывают после установки обманок

Нужно понимать, что любая обманка устанавливается на страх и риск автовладельца. Если монтаж был произведен неправильно, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Из-за того, что бортовой компьютер не может регулировать впрыск жидкости, может произойти нарушение работы мотора.
  • Если схема неправильно спаяна, это может привести к повреждению электропроводки.
  • В процессе установки обманки вы можете повредить датчики кислорода, после чего даже не узнаете об их неисправности (так как у вас уже будет установлена обманка).
  • После таких вмешательств (не только при перепрошивке) может произойти сбой в бортовом компьютере.

Любая неточность приведет к плачевным последствиям, поэтому лучше установить более безопасный готовый эмулятор. В отличие от обманки, он не «обманывает» блок управления, а лишь обеспечивает его корректную работу, преобразуя сигнал ДК. Внутри эмулятора также установлен микропроцессор (как и в самодельной электронной обманке), который способен оценивать выхлопные газы и анализировать ситуацию.

В заключении

Многие автовладельцы устанавливают на свои машины самодельные обманки, чтобы сэкономить на покупке новых кислородных датчиков. Однако в такой погоне за выгодой, вы вполне можете столкнуться с большими денежными затратами, если кустарное устройство повлияет на работу «жизненно-важных» систем. Поэтому устанавливать обманки рекомендуется, только если вы смыслите в работах такого плана.


Источник: avto-moto-shtuchki.ru

Практика диагностики лямбда-зонда(датчика кислорода) на 1,2NZ-FE

Опции темы
Поиск по теме

Практика диагностики лямбда-зонда(датчика кислорода) на 1,2NZ-FE

Пресловутый датчик-одна из возможных причин повышенного расхода топлива, поэтому после того, как:
1. Нежно медицинским спиртом промыт ДМРВ;
2. Почищена ДЗ с КХХ со снятием;
3. Заменен топливный фильтр;
4. Почищены форсунки со снятием,
дошла очередь и до проверки этого датчика. Из «Легионовской» книжки по Фанкарго и из сети предварительно почитал про технологию проверки. Проверяли лямбды на двух машинах-моей и Евгения(QRAZ-а).
Необходимые инструменты и материалы:
1. Английские булавки (4-6 шт., т.к. они очень успешно падают вниз).
2. Тестер.(мы использовали цифровой).
3. Осциллограф. Краткое замечание по типу оборудования. Из-за того, что сигнал с датчика медленный (около секунды), необходим прибор либо с большим временем послесвечения(для ЭЛТ-экрана), либо с памятью. Наши с Евгением первые эксперименты(14 мая) с простеньким отечественным радиолюбительским осциллографом ОМЛ-3 окончились полной неудачей, т.к. не удавалось добиться стабильного запуска развертки. Поэтому в дальнейшем для анализа формы выходного сигнала использовался вот такой цифровой осциллограф:

Порядок работы:
1. Отсоединяем разъем датчика от разъема, который идет на ECU (борт.компьютер). Это нужно для измерения сопротивление цепи подогрева датчика. Перед отсоединением разъема подождите минут 10-15, чтобы выпускной коллектор хоть немного остыл.
Сказать, что этот разъем расположен неудобно-это ничего не сказать! Сама лямбда вкручена
в выпускной коллектор, справа-внизу от защитного экрана на выпускном коллекторе.От нее идет
жгут из 4 проводов, оканчивающийся искомым разъемом.
Назначение проводов от датчика:
два белых- цепь подогрева;
черный- сигнальный;
серый-сигнальный земля. Цвета проводов приведены именно от датчика до разъема.
Измеряем сопротивление цепи нагрева. По «Легионовской» книжке оно должно быть 11-16 Ом при температуре 20 градусов. У нас получилось в диапазоне 6-8 Ом, но это на горячую. Лучше работать вдвоем-один держит щупы тестера, другой человек- считывает показания.

2. Вгоняем с тыльной(задней) стороны разъема иголки на черный и серый провод и собираем разъем обратно(восстанавливаем соединение датчика с ECU). Подключаем щуп осциллографа к нашим английским булавкам и запускаем двигатель. На этой стадии наблюдаем, как буквально через минуту после запуска двигателя, появляется сигнал и выходит на 0.7-0.8 Вольт по амплитуде. Все-таки лямбда с подогревом была придумана не зря! Греем двигатель (примерно 10 мин) и осциллограф :). Пока греется машина, тренируемся на холостых с захватом сигнала, переводя синхронизацию осциллографа из авто в ждущий, подбирая уровень синхронизации, тип фронта запуска(по переднему или заднему фронту), и т.д. Идеально- добиться стабильной картинки, чтобы сигнал повторялся в определенной части экрана.
3. «Прогреваем» датчик- держим обороты в районе 2000-2500 2 мин., и записываем сигнал в память осциллографа. Итак, результаты нашего шаманства:
Сигнал с Фанкарго 2005 г.в., бралась с аука в 2008 г., пробег 114 т.км:

Сигнал с Фанкарго 2003 г.в., бралась на рынке в 2009 г., пробег 124 т.км.
Если я что про Фунта Евгения переврал, то сори- поправьте.

Теперь самое интересное- ну и что же показал наш «спектральный» анализ?
Я не профессиональный диагност, но, по-моему, фатального ничего нет.
Признаки нормально работающей лямбды на диоксиде циркония:
1. Максимальный сигнал 0.7-0.8 Вольт.
2. Минимальный сигнал 0.1-0.2 Вольта.
3. Фронт нарастания сигнала 100-120 мс.
Конечно, скорость нарастания по переднему фронту на 2 графике несколько затянута, но
в целом датчик вполне работоспособен.

Источник: forums.drom.ru

Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками

Большинство современных автомобилей имеют специальные электронные системы контроля. Они позволяют экономить расход топлива и обеспечивают оптимальную работу двигателя. Одним из неотъемлемых элементов системы выпуска газов является лямбда-зонд. При его поломке двигатель начинает работать в аварийном режиме. Можно ли устранить проблему своими руками?

Принцип действия лямбда-зонда и вопросы его ремонта

Датчик фиксирует количество кислорода в выхлопе автомобиля и передаёт его на пульт управления. В зависимости от показаний зонда компьютер регулирует уровень обогащения смеси, которая подаётся в камеру сгорания. В большинстве моделей устанавливают два зонда: один перед катализатором, а второй – за ним. В процессе эксплуатации кислородные датчики выходят из строя, производители рекомендуют проводить чистку устройств каждые 30 тысяч километров.

Многие автолюбители забывают о подобных рекомендациях и сталкиваются с проблемой уже после загорания аварийного знака на панели. Чаще всего лямбда-зонд не подлежит ремонту. Стоимость устройства немаленькая, и его замена всегда очень некстати. Народные умельцы нашли выход из этой неприятной ситуации. Они предлагают использовать специальную автомобильную обманку, которая позволит двигателю работать в нормальном состоянии и отключит аварийный сигнал Check Engine.

Совет: Не стоит полностью отключать или блокировать один из датчиков, это не решит проблему и приведёт лишь к увеличенному расходу топлива и нестабильной работе двигателя на холостом ходу.

Как правильно сделать обманку кислородного датчика

Сделать обманку для бортового компьютера своими руками можно тремя способами:

  • установить механическую втулку;
  • подключить несложную электронную схему;
  • сделать перепрошивку контроллера.

Каждый из методов вполне эффективно решает проблему вышедшего из строя датчика и возвращает работу двигателя в нормальное состояние.

Механический способ (с чертежами ввёртыша)

Чтобы обмануть контроллер, необходимо установить металлическую втулку между выхлопной трубой и лямбда-зондом. Для изготовления детали понадобится:

  • металлическая заготовка;
  • обрабатывающий станок;
  • отвёртка;
  • набор ключей.

Совет: Рекомендуем использовать заготовку из бронзы или теплоустойчивой стали – эти металлы могут выдерживать высокую температуру и не деформироваться.

Бронзовую механическую обманку можно сделать вручную или заказать её изготовление специалисту

Сделать деталь можно даже без специальных навыков работы, главное – иметь хороший токарный станок. В крайнем случае можно заказать её изготовление у знакомого специалиста.

Форма и размеры втулки показаны на чертеже.

Деталь должна точно соответсвовать схеме по форме и размерам

Чтобы установить механическую заглушку, необходимо сделать следующее:

  1. Поднимаем автомобиль на эстакаду.
  2. Отключаем клемму «минус» на аккумуляторе.
  3. Выкручиваем зонд.

Для установки механической обманки датчик нужно выкрутить

Сделанная точно по схеме деталь накручивается на лямбда-зонд

После запуска двигателя сигнал Check Engine должен потухнуть. Таким образом, датчик немного отодвигается от потока выхлопных газов. Механическая обманка-ввёртыш подходит для большинства моделей автомобилей, главное, чтобы датчик вкручивался в корпус.

Как сделать и установить электронный (со схемой)

Так как контроллер принимает электронные сигналы, которые к нему поступают от лямбда-зонда, можно поставить специальную схему-обманку. Она подключается к проводам, которые идут от датчика к разъёму. Место установки у разных моделей отличается: это может быть центральный тоннель между сидениями, торпеда или моторный отсек. Чтобы сделать электронную схему, приготовьте следующие материалы:

  • паяльник с тонкой насадкой;
  • конденсатор ёмкостью 1 мкФ;
  • резистор на 1 МОм;
  • нож;
  • канифоль.

Электронная обманка должна быть правильно собрана согласно схеме подкючения

Перед началом работы отключаем минусовую клемму. Все соединения необходимо хорошо изолировать. Лучшим вариантом будет поместить схему в пластиковую форму и залить все эпоксидным клеем.

Все соединения электронной обманки должны быть хорошо изолированы

В продаже можно встретить уже готовые электронные обманки. В них используется небольшой микропроцессор, который анализирует сигнал первого датчика, обрабатывает его и формирует нужные показатели для бортового компьютера. Такие устройства легко подключаются, но обойдутся дороже самодельной схемы.

Видео изготовления электронной обманки датчика и проверка её работы

Перепрошивка контроллера: стоит ли делать своими руками

Ещё одним вариантом обманки можно назвать перепрошивку самого бортового компьютера. Изменяя алгоритм работы устройства, вы блокируете обработку сигналов от второго лямбда-зонда. Опасность данного метода состоит в том, что при неправильных действиях будет сложно восстановить прежнюю работу компьютера. Оригинальную заводскую прошивку очень сложно достать, и стоимость её довольно большая. Поэтому доверить такую работу нужно только опытному специалисту, которого вы знаете лично.

Последствия установки обманок разного типа

При установке обманок стоит брать во внимание, что все работы выполняются на свой страх и риск. При неправильной установке подобных устройств могут возникнуть следующие неисправности:

  1. Нарушение работы двигателя из-за неправильной регулировки впрыска бортовым компьютером.
  2. Повреждение электропроводки и контроллера при неправильно спаянной схеме.
  3. Ошибки при работе бортового компьютера.
  4. Повреждение датчиков.

Работы с какой бы то ни было электроникой необходимо выполнять крайне аккуратно. Даже малейшая неточность может привести к поломке, поэтому нужно чётко следовать инструкциям.

Совет: Не стоит заказывать обманки в интернете на сомнительных сайтах. Большая часть из них плохо работает и не принесёт ожидаемого результата.

Обманки лямбда-зондов практикуют многие автолюбители. Такие устройства позволяют сэкономить на замене вышедших из строя датчиков. Важно правильно сделать обманку и установить её, чтобы не возникло негативных последний для бортового компьютера или двигателя.

Источник: motorltd.ru