Renault поглощение nissan

Совет директоров GM согласился обсудить слияние с Renault-Nissan

Совет директоров концерна General Motors в рамках очередного заседания, прошедшего в пятницу, согласился на более обстоятельные переговоры с альянсом Renault-Nissan, в ходе которых будет обсуждаться возможное слияние этих компаний. Как заявили представители американского автогиганта, руководство GM готово приступить к исследованию этого вопроса «более серьезно».

Мы открыты к будущим дискуссиям и с нетерпением ждем момента, чтобы выслушать идеи представителей Renault и Nissan относительного того, как подобный союз мог бы послужить нашей взаимной выгоде , — заявил сразу после совещания глава GM Рик Вагонер. Это заявление вызвало некоторое недоумение среди ряда аналитиков, которые предсказывали полное неприятие руководством концерна подобного предложения со стороны французско-японского альянса. Между тем, Вагонер также добавил, что у GM есть вполне успешный опыт глобальных альянсов.

Напомним, что идея о возможном партнерстве между General Motors и Renault-Nissan была озвучена еще в начале недели. Предполагалось, что японская и французская компании могли бы купить по 10 процентов вновь выпущенных акций GM, создав тем самым с американским концерном глобальный альянс, под контроль которого попало бы около 25 процентов мирового автомобильного рынка. По предварительным оценкам, такая сделка обошлась бы альянсу в 3,3 миллиарда долларов США.

Renault поглощение nissan

Об этом заявил премьер-министр страны Мануэль Вальс. Альянс Renault-Nissan вступил в серьёзную конфронтацию с французским правительством, которое заблокировало сделку по слиянию двух партнёров.

Несмотря на разногласия, члены французского правительства по-прежнему уверены в управленцах партнёрских компаний. Правительство Франции не так давно увеличило свою долю акций до 19,7% из-за нестабильности рынка, не предупредив об этом Карлоса Гона, главу Альянса, пишет Bloomberg. Этот шаг со стороны французского правительства значительно пошатнул отношения между сторонами.

На фото: Карлос Гон, президент Renault-Nissan

Эммануэль Макрон, министр экономики, настаивает на применении так называемого закона Флоранжа, согласно которому долговременный инвестор и держатель акций имеет право на удвоение своего права голоса. В данный момент Карлос Гон имеет поддержку десяти членов правления Альянса и выступает за слияние компаний, но против этого – правительство, так как терять долю и влияние на Рено оно не хочет.

Однако, Альянс возмущен тем, что чиновники пока отказываются назвать конкретные сроки, когда это может произойти. Тем не менее, Франция заверяет производителей, что как только ситуация на рынке наладится, правительство избавится от недавно приобретённых 4,7% акций, таким образом их актив вновь составит 15%.

Напомним, недавно глава Renault-Nissan Карлос Гон высказался относительно ситуации на российском рынке. По его словам, у всех брендов Альянса, в том числе люксовых, есть прекрасные перспективы в России.

Renault поглощение nissan

Об этом заявил премьер-министр страны Мануэль Вальс. Альянс Renault-Nissan вступил в серьёзную конфронтацию с французским правительством, которое заблокировало сделку по слиянию двух партнёров.

Несмотря на разногласия, члены французского правительства по-прежнему уверены в управленцах партнёрских компаний. Правительство Франции не так давно увеличило свою долю акций до 19,7% из-за нестабильности рынка, не предупредив об этом Карлоса Гона, главу Альянса, пишет Bloomberg. Этот шаг со стороны французского правительства значительно пошатнул отношения между сторонами.

На фото: Карлос Гон, президент Renault-Nissan

Эммануэль Макрон, министр экономики, настаивает на применении так называемого закона Флоранжа, согласно которому долговременный инвестор и держатель акций имеет право на удвоение своего права голоса. В данный момент Карлос Гон имеет поддержку десяти членов правления Альянса и выступает за слияние компаний, но против этого – правительство, так как терять долю и влияние на Рено оно не хочет.

Однако, Альянс возмущен тем, что чиновники пока отказываются назвать конкретные сроки, когда это может произойти. Тем не менее, Франция заверяет производителей, что как только ситуация на рынке наладится, правительство избавится от недавно приобретённых 4,7% акций, таким образом их актив вновь составит 15%.

Напомним, недавно глава Renault-Nissan Карлос Гон высказался относительно ситуации на российском рынке. По его словам, у всех брендов Альянса, в том числе люксовых, есть прекрасные перспективы в России.

Слияния и поглощения в мировой экономике

Виды слияний компаний, мотивы объединения. Этапы проведения слияний и поглощений, последствия интеграции. Враждебные поглощения, тактика защиты. Характеристика мирового автомобилестроения. Роль объединений в стратегиях фирм на примере Рено-Ниссан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский государственный педагогический

университет им. А.И.Герцена

Кафедра теоретической экономики

Слияния и поглощения в мировой экономике

Глава 1. Характеристика слияний и поглощений

1.1 Виды слияний компаний, основные мотивы объединения

1.2 Этапы проведения слияний и поглощений, последствия интеграции

1.3 Враждебные поглощения, тактика защиты

Глава 2. Особенности слияний и поглощений в автомобильной отрасли

2.1 Характеристика мирового автомобилестроения

2.2 Роль слияний в стратегиях ведущих фирм

2.3 Опыт слияния Рено-Ниссан

Актуальность темы данной работы обусловлена существующей в настоящее время тенденцией на мировом финансовом рынке к слияниям и поглощениям. Процесс консолидации капитала происходит на всех уровнях мировой экономики. Сделки по объединению компаний осуществляются как в национальном, так и в межнациональном, глобальном масштабе. В этом процессе участвуют не только мировые гиганты, но и небольшие национальные и региональные компании.

Предметом данной работы стало рассмотрение мировых слияний и поглощений компаний. Объектом изучения я выделила процессы M&A в автомобильной промышленности. Также в работе рассмотрены условия, причины и последствия применения слияний и поглощений.

Существуют определенные различия в толковании понятия «слияние компаний» в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве.

В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более структур.

В соответствии с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет все под свой контроль, после чего последние распускаются.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже и означает ее приобретение.

В этих условиях очень важно уметь ориентироваться в типах слияний компаний, выявлять основные цели, которые преследуют стороны при заключении M&A-сделки, оценивать ее эффективность и возможные последствия. Для защиты от поглощения другой компанией нужно своевременно принимать противозахватные меры, или же своими действиями добиться выгодных для себя условий поглощения, помня о том, что в большинстве случаев, в результате такой сделки выигрывает не поглощающая, а поглощаемая компания.

В работе я постараюсь раскрыть следующие задачи:

· дать характеристику основных черт, особенностей и тенденций слияний и поглощений как на мировом рынке, так и в автомобилестроении;

· оценить место альянса «Renault-Nissan» среди других ведущих ТНК мира;

· выявить особенности присутствия ТНК на российском рынке.

В результате слияния и поглощения корпораций, находящихся в разных странах, образуются транснациональные корпорации (ТНК) финансово-промышленные объединения, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда, использующие преимущества интернационализации для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли.

Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливается концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, ТНК являются основным субъектом процесса глобализации экономики.

Глава 1. Характеристика слияний и поглощений

1.1 Виды слияний компаний, основные мотивы объединения

В настоящее время одним из основных принципов развития крупных компаний, стремящихся найти дополнительные источники расширения своей деятельности, стал процесс слияния и поглощения. Виды интеграций зависят от ситуации на рынке, стратегии деятельности компаний и их ресурсов.

В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:

· Горизонтальная интеграция — способ включения в фирменную структуру предприятий, производящих аналогичную продукцию. Например, слияние двух автомобильных гигантов «Daimler-Benz» и «Chrysler», в результате которого образовалась корпорация, способная конкурировать с такими лидерами как «General Motors» и «Ford».

· Объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта называется вертикальной интеграцией. Так, крупнейшие нефтяные компании разных стран в свое время активно занимались строительством и покупкой нефтеперерабатывающих заводов, строили или покупали супертанкеры, включались в строительство бензоколонок по всему миру.

· Родовые слияния — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары.

Также выделяют другие формы укрупнения масштабов фирм — комбинирование и диверсификацию.

Западная практика показывает, что вертикальная и горизонтальная интеграции дают наибольший эффект на ранней и поздней стадиях развития отрасли, меньший — на промежуточных стадиях.

В зависимости от отношения топ-менеджмента компаний к сделке по слиянию и поглощению можно выделить:

· дружественные слияния — слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой компаний поддерживают данную сделку;

· враждебные — слияния и поглощения, при которых руководители целевой компании не согласны с готовящейся сделкой и осуществляют ряд защитных мероприятий, а приобретающей компании приходится вести действия на рынке ценных бумаг, направленные против компании-мишени.

При объединении компании преследуют различные цели, зависящие от конкретного случая. Результаты исследования, проведенного компанией KPMG среди 700 предприятий, показали, что около 45 % из них в ходе сделок M&A стремятся к освоению новых географических рынков, 23 % — к увеличению стоимости бизнеса, 20 % хотят защитить и увеличить свою долю рынка, оставшиеся 12 % ставят перед собой другие задачи.

Кроме выявления целей слияний и поглощений, большое значение имеют мотивы. Именно они отражают причины, по которым объединенная компания стоит дороже. Анализируя и систематизируя мировой опыт, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

1) Получение синергетического эффекта.

Оценка синергетического эффекта играет определяющую роль в инвестиционном проекте. От величины и вероятности его материализации зависит принятие решения о проведении сделки и ее цена.

Так, слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. После объединения они будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая компания приобретает необходимые ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей при самостоятельном производстве.

3) Диверсификация производства.

4) Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения.

Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Например, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.

Основные причины, подталкивающие компании к слияниям и поглощениям, можно разделить на 2 группы:

1. Внутренние — стремление к корпоративной синергии и сокращению издержек (приобретение новых навыков, доступ к новым продуктам, рынкам, каналам дистрибуции, позволяющим более эффективно использовать имеющиеся у компании ресурсы; финансовые причины — например, налоговая экономия, когда приобретение компании с убытками уменьшает прибыль к налогообложению).

2. Внешние — изменения внешней среды, которые снижают эффективность текущей деятельности компании и заставляют искать новые пути развития (изменения в денежной политике, государственное регулирование, текущие изменения в конкретной отрасли).

В современной экономической среде эти факторы оказывают сильное влияние на компании, и многие стараются повысить эффективность своей деятельности, т.е. сами активно ищут внутренние причины для объединения.

1.2 Этапы проведения слияний и поглощений, последствия интеграции

В настоящее время выделяют шесть этапов слияний и поглощений:

· разработка стратегии слияний и поглощений;

· поиск потенциальных объектов покупки;

· принятие решения и заключение сделки;

Первый этап потенциальный покупатель обычно проводит своими силами либо с привлечением консультанта (им может быть инвестиционный банк или консалтинговая компания). При этом проводится изучение рынка определенной отрасли и основных игроков, выделение среди них потенциальных объектов для M&A по тем критериям, которые устанавливает будущий покупатель. Обычно они включают в себя определенные пороговые значения выручки, оборота или прибыли, требования к производственным мощностям, к правам собственности на объекты недвижимости или товарные знаки. По итогам исследования составляют long list потенциальных мишеней, из них покупатель обычно выбирает 3-6 компаний (short list) и делает более подробное исследование. Затем готовится предварительная переговорная позиция. Часто этим занимаются главы подразделений по M&A или другие топ-менеджеры, а не сами владельцы бизнеса. На этом этапе обычно оговариваются предварительные условия, по которым будет структурироваться сделка.

Существенную роль играет оценка предприятий. Потребность в ней возникает на разных этапах M&A — сделки. Во-первых, без нее не обойтись уже на предварительном этапе. Необходимо четко представлять, насколько ценна поглощаемая компания. Также необходимо выяснить стоимостной эффект от слияния — как соотносятся стоимость компаний до сделки со стоимостью образованной компании, насколько велик эффект «синергии». Во-вторых, оценка является неотъемлемой частью непосредственно процесса сделки по слиянию. Обычно акционеры поглощаемой компании имеют возможность продать свои акции по заранее определенной стоимости либо конвертировать их в акции объединенного предприятия. При этом привлечение независимого оценщика необходимо для определения коэффициента конвертации при переходе на единую акцию и в целях выкупа акций.

Следующий этап — проведение due diligence (с англ. «всестороннее исследование достоверности предоставляемой информации»), т.е. сбор полных и объективных данных о положении компании на рынке, ее финансовом состоянии, производственных мощностях, о контрагентах и партнерах. Данный анализ основывается на внутренней информации, нормативных актах, данных, предоставленных конкурентами и партнерами, и проводится с целью:

· проверить достоверность финансовой и иной внутренней информации;

· найти подтверждение предположениям, заложенным в бизнес-плане;

· оценить возможность реализации краткосрочной и долгосрочной стратегии компании;

· убедиться в правильности оформления всех документов на предмет их соответствия законодательству и внутренним правилам компании;

· оценить конкурентные позиции компании на рынке, на котором она осуществляет свою деятельность.

Due Diligence является комплексным анализом всей совокупности отношений внутри компании, ее взаимодействия со средой, в которой осуществляется деятельность. Эти исследования, прежде всего, основываются на показателях компании за прошедшие время. Они не рассматривают конкуренцию на рынке, не дают прогнозов и не предполагают стратегического планирования. В итоге проведенный комплексный анализ дает возможность составить отчет, в котором потенциальный покупатель компании найдет всю интересующую его информацию.

Последний этап — переговоры о конечной сумме сделки.

Главный принцип, лежащий в основе теории слияний, заключается в следующем: слияния и поглощения будут эффективными только в том случае, если в результате их проведения увеличивается благосостояние акционеров, достигаются определенные конкурентные преимущества. Они могут и повысить эффективность объединившихся компаний, и ухудшить результаты текущей производственной деятельности. Чаще всего очень сложно заранее оценить величину изменения, вызванного слиянием или поглощением.

Для того чтобы они прошли успешно, необходимо:

· правильно выбрать организационную форму сделки;

· обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;

· иметь достаточное количество финансовых ресурсов для объединения;

· в случае слияния быстро и мирно решить вопрос лидерства;

· как можно скорее включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.

По данным журнала «M&A», 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств, а исследование 300 слияний за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% образовавшихся компаний отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

Эксперты обычно указывают 3 причины неудачи слияний и поглощений:

· неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании;

· недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

· ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Довольно часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки. Ошибки в оценке стоимости будущего слияния могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые инвестиции в последующие пять лет после слияния — 3,5 млрд.

Аналитические исследования показали, что в большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше.

Что касается отраслей с наибольшим количеством срывающихся сделок на рынке слияний и поглощений, то здесь показатели распределяются пропорционально общей ситуации на рынке. Традиционно, большинство сделок проводится в нефтяной отрасли, машиностроении и телекоммуникациях; соответственно, именно там наиболее велик процент незавершенных по разным причинам сделок.

Особенность сделок слияний и поглощений, объясняющая их высокий риск, заключается в том, что гарантировать успех невозможно. Даже преодоление шести этапов не защищает компанию от неудачи, а лишь снижает вероятность отрицательного исхода. Так же, как и сопровождение сделки наиболее опытными консультантами, солидными инвестиционными банками, имеющими отличную репутацию в области слияний и поглощений, не исключает ошибочность принятых допущений, экспертных оценок и прогнозов, сделанных в условиях неопределенности.

Борьба за контроль над перспективными предприятиями, уменьшение количества недооцененных активов приводит к подорожанию сделок и делает последствия ошибок, допущенных на этапе подготовки, необратимыми. Стремясь к улучшению качества процесса планирования, их инициаторы перестают опираться только на внутренние ресурсы и обращаются за помощью к специалистам, обладающими знаниями и опытом в области M&A.

1.3 Враждебные поглощения, тактика защиты

Оценка компаний-участниц процесса слияния или поглощения является не только одним из этапов сделки M&A. Кроме регулирования объема финансирования сделки, она может выступать действенным инструментом захвата.

Существует четыре основные причины враждебного поглощения:

· рассредоточение пакета акций между членами компании;

· пробелы в законодательстве;

· отсутствие осознания необходимости выстраивать серьезную систему защиты своего бизнеса (прежде всего правовую);

· прибыльность захватов (при скупке акций прибыль достигает 500%, а при силовых захватах «доходит до 1000%).

Практика поглощений свидетельствует: отдельные меры менее эффективны, чем своевременно разработанная комплексная защита. Поэтому, чтобы эффективно выстроить систему защиты от захвата, необходимо определить возможные способы поглощения, которые могут быть применены к предприятию. К наиболее распространенным относятся:

· консолидация (скупка) мелких пакетов акций;

· преднамеренное доведение до банкротства;

· целенаправленное понижение стоимости предприятия и приобретение его активов;

· оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (производственно-технологический комплекс, права недропользования);

· «покупка» менеджеров предприятия.

Системный подход предполагает планомерное использование сочетания многих способов защиты — постановку на пути компании-захватчика оптимального (с точки зрения соотношения эффективность защиты/затраты на защиту) количества препятствий, их использование в зависимости от намерений и действий потенциальных и реальных агрессоров.

Способы защиты делятся на стратегические и тактические.

Стратегические способы защиты — это способы, предусмотренные стратегией предприятия, их применение обуславливает организационные изменения в системе управления (например, переход к холдинговой структуре). Они используются при планомерной организации защиты бизнеса тогда, когда нападение еще не началось и реальной угрозы поглощения не существует.

К ним относятся, главным образом, мероприятия организационно-управленческого характера: выстраивание корпоративной структуры (структуры организаций, входящих в холдинг, группу компаний), формирование системы экономической безопасности бизнеса, организация эффективной системы мотивации топ-менеджеров и др.

Тактические способы защиты используются при начавшемся нападении или при очевидной угрозе. Для их эффективного применения должна быть заранее подготовлена основа в виде системы документов, регламентирующих возникновение прав и принятие обязательств, при формировании которого особое внимание необходимо уделять следующим направлениям:

· регламентация формирования и деятельности органов управления;

· регламентация сделок с акциями;

· система мониторинга текущего состояния.

В основе успешной защиты от враждебных поглощений — уверенность в организованной работе общества в целом, его органов управления. Поэтому одним из действенных механизмов защиты бизнеса является создание системы мотивации, ориентирующее менеджмент компании на рост стоимости и эффективности бизнеса. На Западе широко распространены схемы партнерского участия в бизнесе топ-менеджеров и ключевых специалистов.

Глава 2. Особенности слияний и поглощений в автомобильной отрасли

2.1 Характеристика мирового автомобилестроения

Автомобильная промышленность — одна из ключевых отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы дальнейшего развития. Страны Западной Европы, США и Японии (страны Триады), обладают наиболее развитым автомобилестроением, которое обеспечивает от 5 до 10% ежегодной величины условно чистой продукции, производимой экономикой этих стран. В этой отрасли занято 4-8% экономически активного населения стран Триады, а продукция автомобильной промышленности составляет 12-15% общей валовой стоимости международного торгового оборота.

Выпуск такой сложной и многокомпонентной продукции, как автомобили, оказывает мультипликационный эффект на развитие обслуживающих отраслей: черная и цветная металлургия, общее машиностроение, электронная и электротехническая промышленность. Автомобилестроение является одним из главных потребителей листового стекла, стали, каучуков, пластмасс. Растущая наукоемкость производства стимулирует развитие межотраслевых связей с аэрокосмической промышленностью и ВПК.

В последние десятилетия география мирового автомобилестроения претерпевает существенные изменения, связанные с процессами глобализации мирового экономики и транснационализации автомобильных корпораций. Если раньше можно было говорить о японском, американском или немецком автомобилестроении, то сейчас правильнее будет говорить о географии экономической деятельности автомобильных ТНК этих стран, поскольку она уже давно вышла далеко за пределы государственных границ.

В условиях глобализации происходит конвергенция территориально-производственной организации разных автомобильных ТНК через процессы международных слияний и поглощений. В результате слияний с другими ТНК автомобильная корпорация улучшает свой международный имидж, получает возможность использования торговой марки поглощенной компании, ее производственных мощностей, каналов сбыта, поставщиков комплектующих, технологий и клиентов.

Вместе с тем, существуют и пределы синергетического эффекта международной концентрации автомобильных ТНК. Они обусловлены противоречиями разных экономических культур, принципов их организации, и приводят к образованию трансрегиональных стратегических альянсов (ТСА), которые служат основным механизмом формирования глобальной производственной системы мирового автомобилестроения.

ТСА — функциональные объединения отдельных элементов разных ТНК во всех регионах мира, созданные для повышения эффективности экономической деятельности всех участников альянса, которые связаны друг с другом взаимным долевым участием в капитале. Между ними происходит трансрегиональное взаимодействие на уровне НИОКР, производства автомобилей, поставок комплектующих, сервисного обслуживания.

Выделяют 4 основных трансрегиональных стратегических альянса автомобильных ТНК: «Mercedes-Benz» (Германия) — «Chrysler» (США) -«Мitsubishi» (Япония), «Renault» (Франция) — «Nissan» (Япония), «Volvo» (Швеция) -«Ford» (США) -«Mazda» (Япония) и «Fiat» (Италия) — «General Motors» (США) — «Isuzu», «Subaru» (Япония).

Главным отличием трансрегиональных стратегических альянсов от других видов межфирменного сотрудничества служит наличие глобальной долгосрочной общей цели при их взаимном финансовом участии в капитале друг друга. При этом в его структуре всегда существует главная ТНК, владеющая доминирующей долей акций других участников альянса.

Несмотря на большое количество положительных аспектов, существуют и отрицательные стороны, связанные с различием интересов и культур. Например, 30 лет малопродуктивного союза «Peugeot» и «Sitroen», поглощение «Rover» компанией «BMW», неудачная обмена акциями «Fiat» и «General Motors», трудности корпорации «Daimler- Chrysler».

2.2 Роль слияний в стратегиях ведущих фирм

В автомобильной отрасли основными экзогенными факторами, влияющими на развитие стратегий компаний, являются:

1) Стагнация на основных рынках.

В последнее десятилетие четко обозначилось перенасыщение автомобильной продукцией рынков США, Западной Европы и Японии. В восточноевропейских странах (Россия, Китай, Индия), наоборот, наблюдается значительный рост производства и сбыта. Это ведет к снижению прибыльности лидеров автомобилестроения, и, как следствие, к резким мерам по сокращению издержек, прежде всего постоянных затрат.

2) Индивидуализация спроса.

Возникла тенденция развития все большего числа моделей, вариантов оснащения машин из-за растущей индивидуализации спроса. Автомобиль сейчас выступает не только как средство передвижения и выражение статуса владельца, но и как олицетворение его стиля, образа жизни. Поэтому подход предприятий сменяется ориентацией на рынок потребителя.

3) Требования инвестиционной привлекательности компаний.

Физические объемы и размер компании теперь не определяют в полной мере ее инвестиционную привлекательность. Кроме обеспечения прибыли и оборота на первый план выходит акционерная стоимость компаний. Так, акции относительно малых предприятий, например «Porsche», могут быть более прибыльными, чем акции мировых компаний.

4) Позиция стран базирования.

Автомобильная отрасль всегда пользовалась особым вниманием государств во всем мире. Количество инноваций и экономическая мощь автомобильной отрасли сделала ее ключевой (например, для Германии, где оборот отрасли в 2006 году составил 253,9 млрд. евро).

5) Технологические и экологические требования.

Введение новых все более жестких экологических требований к автомобилям ставит перед компаниями задачу постоянного совершенствования технологий и снижения эмиссии вредных выхлопных газов.

Поиск новых технологий, многомиллионные расходы на разработку электрических и водородных двигателей и их прототипов стали обязательным атрибутом всех автомобильных выставок. Большинство компаний уже имеют разработки таких двигателей, однако их практическая значимость пока ограничивается стоимостью, хотя отдельные проекты уже осуществлены: «Daimler- Chrysler» предоставил такси и автобусы с водородными двигателями клиентам в Берлине, Калифорнии, Токио и Пекине. «Toyota» предложила гибридную технологию смешанного бензинового и электрического двигателей в автомобиле «Prius», чьи сенсационные продажи сделали возможным внедрение технологии и в других моделях.

Среди эндогенных факторов формирования стратегий, прежде всего, следует назвать возможности по диверсификации деятельности компаний, расширению географии деятельности и ресурсы организационной структуры компании. слияние поглощение интеграция автомобилестроение

Часто пересмотр вопросов о диверсификации деятельности вел к переходу компаний на выпуск иного вида продукции. Если раньше основными мотивами диверсификации предприятия были желание использовать возможности на новых рынках или распределение рисков, то сегодня это связано с компетенцией предприятия, с ее способствованием достижению целей. Рациональной стратегией может быть развитие сферы услуг, повышающих потребительскую стоимость продукции и позволяющих использовать новые источники прибыли. В автомобильной промышленности это банковские услуги (лизинг, финансирование покупки автомобиля), послепродажное обслуживание, продажа подержанных автомобилей марки производителя.

С процессом глобализации качественно менялась структура управления ТНК, она стала носить системный характер. Глобальные компании в ходе инвестиционной деятельности начали создавать международные системы разработки и производства, включение филиалов в уже существующие технологические и организационные международные системы. Сейчас 75% зарубежных инвестиций развитых стран являются стратегическими.

В настоящее время все большее число создаваемых и реконструируемых заводов США являются мультимодельными. На них возможен одновременный выпуск нескольких конструкционно-разных автомобилей. Многие компании уже пошли по пути модернизации производства. «Daimler-Chrysler» перевел «Chrysler group» на мультимодельное производство: 4 из 15 заводов компании в Северной Америке прошли соответствующую перестройку, «Nissan» 4 из 6, «Toyota» — 5 из 9, «Ford» 7 из 22.

Еще одна важная стратегия — использование общих частей и единых платформ, благодаря которым может быть получено большее количество продукции, значительное повышение производительности и экономия 70-80% издержек при разработке новых моделей.

С момента насыщения рынка на первый план выходят маркетинг и способность производителей находить новые потребности клиентов. Фактором успешного роста крупнейших компаний стало применение информационных технологий, которые быстро нашли повсеместное применение благодаря своим свойствам: синхронности процессов и низкой стоимости обмена информацией.

В результате слияний и поглощений число главных фирм-конкурентов заметно сократилось. 4/5 общего объема продаж автомобилей в мире приходится на 10 крупнейших ТНК, половина из которых производит 55% мирового выпуска автомобилей.

В России собственное автомобильное производство при большом потенциале роста (свыше 3 млн. легковых автомобилей в год) является неконкурентоспособным на мировом рынке. Рост отрасли на фоне продолжающегося экономического подъема в стране осуществляется за счет импорта и развертывания производств автомобильных ТНК. Россия предоставляет наиболее прибыльные рыночные ниши иностранным компаниям. Уже в 2005 году новые иномарки занимали более половины российского рынка.

Из отечественных компаний крупным производителем является АО «АвтоВАЗ» (19 дочерних предприятий со 100%-ным капиталом ОАО «АвтоВАЗ» и более 200 с долевым участием). Его выручка в 2007 году планируется на уровне 165,7 млрд руб. Именно он стал первым в области сотрудничества с ТНК. Совместное предприятие с «General Motors» по выпуску автомобилей «Шевроле Нива» и «Шевроле Вива» дало предприятию возможность использовать отработанные мировой практикой технологические, дизайнерские и организационно-финансовые технологии.

Стратегия автомобильных ТНК на российском рынке включает следующие этапы: назначение неуполномоченных агентов на основе договора купли-продажи; заключение соглашения между ТНК и местной специализированной компанией о дистрибьютерстве; открытие собственных коммерческих предприятий в России — филиалов ТНК. Успешными проектами полноценной сборки являются заводы «Ford» (инвестиции около $230 млн., мощность 72 тыс. шт. в год) и «Renault» в рамках совместного предприятия «Автофрамос» (инвестиции около $250 млн., мощность 60 тыс. шт. в год), оба планируют расширение. На очереди открытие производств «Toyota» и «Volkswagen». Ведутся переговоры между МЭРТ с «Peugeot-Sitroen» и «Daimler-Chrysler».

Безусловно, проекты по полной или частичной сборке способствуют удовлетворению спроса на рынке и созданию рабочих мест в отрасли, но они лишь в малой степени привносят новшество, необходимое для создания современного автомобилестроения. Компетенция компаний по развитию и производству компонентов и целых автомобилей остается в стране происхождения; вклад российской стороны в создание конечного продукта минимален.

Опыт слияния Renault-Nissan.

Альянс Renault-Nissan — самое успешное партнерское объединение в мировой автомобильной индустрии. Созданный в марте 1999 г., он привел к значительному росту доходности и рыночной капитализации обеих компаний, сохранивших полную независимость.

По сравнению с тем, что было 10 лет назад — когда только начинались современные процессы слияния и поглощения компаний — Nissan поднялся с седьмого места в мире по уровню рыночной капитализации на четвертое; фактор, определяющий его корпоративная стоимость, вырос до 2,7. Компания Renault поднялась с 15 места на 6-е, фактор рыночной капитализации увеличился до 6,4. В целом Альянс Renault-Nissan сегодня является четвертой по величине автомобилестроительной компанией в мире.

Это стало возможным благодаря всестороннему сотрудничеству компаний, примером которому служат:

· практика адаптации и сбыта продукции партнера под собственной торговой маркой, взаимообмен деталями и узлами, «перекрёстное» производство грузопассажирских автомобилей. Так, в сентябре 2002 г. модели Renault Master и Trafic стали прототипами для моделей Nissan — Interstar и Primastar.

· использование общих платформ, первая из которых была пущена в производство в 2002 г. для новой March/Micra и будет служить базой для автомобилей, которые заменят Renault Clio и Twingo. Вторая платформа используется с 2002 г. для Mйgane II. К 2010 году Renault и Nissan ставят цель довести их количество до 10.

· совместное использование и разработка двигателей и КП.

· концентрация ресурсов компаний в исследовательской работе в области передовых технологий.

· значительное сокращение затрат, благодаря объединению закупок и учреждению общей базы поставщиков. На январь 2004 г. сумма операций по закупкам, выполненных RNPO (Renault-Nissan Purchasing Organization — совместное предприятие Renault-Nissan, отвечающее за снабжение) выросла с 43% до 70% от общего объёма закупок альянса, что составляет 33 миллиарда долларов в год.

· обмен опытом в области технологий производства: так, AVES — система оценки автомобилей альянса — с января 2003 г. применяется на всех заводах Renault-Nissan.

· сокращение сроков поставок и снижение затрат.

· системная поддержка общих проектов. В июле 2002 г. создана компания RNIS (Renault Nissan Information Services), задача которой — предоставление рентабельных систем и оптимизация инфраструктур отделов IS/IT обеих компаний. Альянс Renault-Nissan является открытым партнерством, которое никогда не ограничивало участия в нем только двух членов. Взаимное сотрудничество позволяет партнерам по Альянсу добиваться роста на вновь появляющихся рынках. Ими произведены значительные инвестиции в Китае (Nissan и Dongfeng), в Индии (Renault и Mahindra & Mahindra) и в России (Renault и Avtoframos). 8 декабря 2007 года концерн Renault подписал протокол о намерениях с руководством завода АвтоВАЗ, а в марте 2008 года — договор о покупке блокирующего пакета акций ОАО «Автоваз», стоимость которого составила $1 млрд. В это же время корпорация Nissan приступила к строительству в Санкт- Петербурге завода, который предположительно начнет работать в 2009 году.

В последнее время при выборе наиболее эффективного пути развития бизнеса предпочтение все чаще отдается стратегии внешнего развития в форме слияний и поглощений. Хотя эти сделки обычно связаны с большими рисками, значительными финансовыми затратами, они обладают неоспоримыми преимуществами, позволяющими компаниям достигать поставленных целей, являющихся трудно достижимыми при выборе других стратегий развития.

В рамках ТНК осуществляется перераспределение значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливаются концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, транснациональные корпорации являются основным субъектом процесса глобализации экономики.

В силу своей транснациональной структуры эти корпорации могут извлекать выгоду из международных различий в деловом цикле, экономической политике, уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфляции, ставках заработной платы, производительности, технических стандартах, номенклатуре спроса и т.д.

В таких отраслях как нефтяная, автомобиле- и самолетостроение есть возможность использовать все положительные стороны вертикальной и горизонтальной интеграций. Именно на них и приходится большая часть слияний и поглощений в последние годы.

Из существующих на сегодняшний день объединений среди автомобильных предприятий наиболее успешным и оправдывающим надежды стало слияние «Renault-Nissan». За 10 лет работы альянс сумел не только удержать прежние позиции, но и выбиться в лидеры. Этому способствовала, прежде всего, грамотная позиция управляющих: независимое руководство, отдельные бренды и самостоятельные компании. Именно эти действия позволили Renault и Nissan сохранить свою корпоративную идентичность.

Используя современные системы планирования и информационные коммуникации многие ТНК смогли разработать и распространить на ряд стран, регионов и даже на весь мир достаточно эффективные конкурентные стратегии, благодаря которым международные компании приобрели существенное влияние на систему межгосударственных отношений, которое неуклонно растет.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что интеграция мирового хозяйства в предстоящие годы будет продолжаться. Однако процесс, по-видимому, останется жестким в смысле конкуренции, ассиметричным с точки зрения неравенства победителей и побежденных, в существенной степени зависящим от ТНК.

В настоящее время в рамках глобальной стратегии ТНК факторы трудозатратности и трудоемкости все больше сочетаются. Обычно международные корпорации размещают производство традиционных товаров потребления в менее развитых странах, где есть возможность наложить на дешевый труд высокие технологии, что многократно увеличивает их прибыль. Производство, требующее экономии масштаба (например, автомобилестроение), ТНК чаще всего размещают в странах со средним уровнем развития. Причем нередко такие структуры нужны для международной интеграции. Наукоемкие отрасли (электроника, самолетостроение и т.д.) сконцентрированы преимущественно в промышленно развитых странах, но места их размещения так же меняются.

По прогнозам специалистов, российской экономике в ближайшее время не грозит бум корпоративных слияний, подобный по масштабам западным или американским аналогам. Наоборот, прогнозируется, что наиболее распространено будет не слияние, а поглощение, причем, скорее всего, иностранными компаниями. Такая тенденция наблюдается на российском рынке уже сейчас и в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится.

В последнее время при выборе наиболее эффективного пути развития бизнеса предпочтение все чаще отдается стратегии внешнего развития в форме слияний и поглощений. Хотя эти сделки обычно связаны с большими рисками, значительными финансовыми затратами, они обладают неоспоримыми преимуществами, позволяющими компаниям достигать поставленных целей, являющихся трудно достижимыми при выборе других стратегий развития.

В рамках ТНК осуществляется перераспределение значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливаются концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, транснациональные корпорации являются основным субъектом процесса глобализации экономики.

В силу своей транснациональной структуры эти корпорации могут извлекать выгоду из международных различий в деловом цикле, экономической политике, уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфляции, ставках заработной платы, производительности, технических стандартах, номенклатуре спроса и т.д.

В таких отраслях как нефтяная, автомобиле- и самолетостроение есть возможность использовать все положительные стороны вертикальной и горизонтальной интеграций. Именно на них и приходится большая часть слияний и поглощений в последние годы.

Из существующих на сегодняшний день объединений среди автомобильных предприятий наиболее успешным и оправдывающим надежды стало слияние «Renault-Nissan». За 10 лет работы альянс сумел не только удержать прежние позиции, но и выбиться в лидеры. Этому способствовала, прежде всего, грамотная позиция управляющих: независимое руководство, отдельные бренды и самостоятельные компании. Именно эти действия позволили Renault и Nissan сохранить свою корпоративную идентичность.

Используя современные системы планирования и информационные коммуникации многие ТНК смогли разработать и распространить на ряд стран, регионов и даже на весь мир достаточно эффективные конкурентные стратегии, благодаря которым международные компании приобрели существенное влияние на систему межгосударственных отношений, которое неуклонно растет.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что интеграция мирового хозяйства в предстоящие годы будет продолжаться. Однако процесс, по-видимому, останется жестким в смысле конкуренции, ассиметричным с точки зрения неравенства победителей и побежденных, в существенной степени зависящим от ТНК.

В настоящее время в рамках глобальной стратегии ТНК факторы трудозатратности и трудоемкости все больше сочетаются. Обычно международные корпорации размещают производство традиционных товаров потребления в менее развитых странах, где есть возможность наложить на дешевый труд высокие технологии, что многократно увеличивает их прибыль. Производство, требующее экономии масштаба (например, автомобилестроение), ТНК чаще всего размещают в странах со средним уровнем развития. Причем нередко такие структуры нужны для международной интеграции. Наукоемкие отрасли (электроника, самолетостроение и т.д.) сконцентрированы преимущественно в промышленно развитых странах, но места их размещения так же меняются.

По прогнозам специалистов, российской экономике в ближайшее время не грозит бум корпоративных слияний, подобный по масштабам западным или американским аналогам. Наоборот, прогнозируется, что наиболее распространено будет не слияние, а поглощение, причем, скорее всего, иностранными компаниями. Такая тенденция наблюдается на российском рынке уже сейчас и в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится.

1. Антонова М., Репин Д. Причины неэффективности M&A-сделок и влияние приобретенного интеллектуального капитала на стоимость компании // Слияния и поглощения — 2008 — №7-8 — с.33-36

2. Белышева И., Козлов Н. Оценка бизнеса для целей M&A // Слияния и поглощения, 2008. — №1-2 — с. 19-23

3. Гончаренко Е.О. Слияния и поглощения // М.: ВАВТ, 2006. — С. 21.

4. Громов А.И. Территориально-производственная организация автомобильных ТНК в условиях глобализации // М.: «Соцветие красок». — 2004. — 26 с.

5. Дорохин А.С. Слияния и поглощения зарубежных компаний // М.: МАКС Пресс, 2005. — 34 с.

6. Забелло Я. Русские пришли // Слияния и поглощения — 2008. — №7-8 — с.9-12.

7. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альпина Паблишер, 2001.

8. Игнатишин Ю. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы // СПб.: Питер, 2005. — 208 с.

9. Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний // М.: изд-во Проспект, 2005. — 152 с.

10. Никитин Л.Л., Нуржинский Д.В. Стратегия и тактика защиты от недружественного поглощения // Слияния и поглощения, 2003. — №2 — с.28-34.

11. Новосильцева М. Российская практика переговоров в сделках M&A // Слияния и поглощения — 2008 — №3 — с.41-45

12. Роменская Н.В. Трансграничные слияния и поглощения крупнейших европейских ТНК // М.: МГИМО, 2005. — 31 с.

13. Рудык Н.Б. Защита от жесткого поглощения // Финансист. — 2000. — № 10. — С.45-48.

14. Рудык Н.Б. Стратегия нападения во враждебном поглощении // Финансист. — 2001. — № 5. — С.28-32.

15. Савицкий К. Мир слияний и поглощений // Рынок ценных бумаг., 2000. — №19. — с.56-58.

16. Ткаченко И.А. Территориально-организационная структура автомобильной ТНК (на примере корпорации «Даймлер-Крайслер») // М.: изд-во Printfields, 2005. — 23 с.

17. Толбоев А.О. Управление процессом слияния — поглощения компаний и налоговое администрирование в мегаполисе // Юрист, 2007. — №5.

18. Шаленкова О. Методика количественной оценки синергетического эффекта как ключевого фактора принятия решения о проведении сделок M&A // Слияния и поглощения,2008 — №1-2 — с.44-49

19. Шелипов М.Л. Факторы и направления слияний и поглощений в промышленности России. // «Экономика и право», 2006. — № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие «слияния», «поглощения» и история их развития в мировой экономике. Причины, классификация и методы слияний и поглощений. Проблемы и негативные последствия процессов слияния и поглощения. Способы защиты от недружественных поглощений в экономике.

Понятие, сущность и классификация слияний и поглощений. Этапы развития слияний и поглощений в мировой экономике. Инвестиционная стоимость компании в сделках слияния и поглощения. Тенденции и перспективы развития рынка слияний и поглощений в России.

Понятие слияния и поглощения и их значение в современных условиях. Анализ и оценка результатов слияний и поглощений компаний в России на современном этапе. Перспективы интеграции России в мировое хозяйство через процессы слияния и поглощения компаний.

Сущностные характеристики слияния и поглощения в экономике. Основные особенности агрессивных и дружественных поглощений, классификация типов слияний. Виды слияний: горизонтальные, вертикальные, родовые. Анализ процессов слияния и поглощения в Украине.

Виды интеграционных процессов. Классификация типов слияний и поглощений компаний, экономические выгоды от них. Основные мотивы слияний и поглощений компаний. Анализ экономических выгод и издержек при слиянии банков ОАО банк «Открытие» с Номос-банком.

Понятие и виды, причины, а также мотивы слияний и поглощений. Возможность оптимизации систем управления. Процесс слияния и поглощения компаний как один из действенных способов предотвращения недружественного поглощения. Применяемая схема банкротства.

Понятие слияний и поглощений. Мотивы и цели сделок слияний и поглощений. Методы финансирования сделок слияний и поглощений. Тенденции современного рынка роскоши в посткризисный период. Описание предпосылок сделки.

Сущность, причины и характерные признаки враждебных слияний и поглощений. Мотивы заключения данных сделок и их нормативно-правовое обеспечение. Инструменты недружественных поглощений и их классификация. Структура капитала как один из методов защиты.

Возможности альтернативного использования внутренних ресурсов фирм. Структура сделок приобретения. Виды слияний с точки зрения рынков, к которым принадлежат компании. Ожидаемые результаты от слияния, его основные мотивы. Виды и значение поглощения.

Сущность корпоративных слияний и поглощений. Типология и мотивы слияний: операционные, финансовые и инвестиционные и стратегические. Показатели внешнего финансового анализа и системы финансового менеджмента. Оценка слияния на примере ОАО «Уралкалий».

Категория Luxgen