Поиск неисправностей в системе зажигания

Неисправности системы зажигания и их поиск

Контактная и контактно-транзисторная системы зажигания по таким внешним признакам, как затрудненный пуск и другие различного рода нарушения в работе двигателя, позволяют определить неисправность. Поэтому рассмотрим связь между характерными признаками и неисправностями в системах зажигания (при исправной системе питания двигателя).

Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с нормальной частотой, но двигатель не пускается и нет признаков даже отдельных вспышек рабочей смеси в цилиндрах. Для определения неисправности в системе зажигания от наконечников свечей зажигания одновременно или поочередно отсоединяют два-три высоковольтных провода. Затем провода устанавливают таким образом, чтобы между их наконечниками и корпусом можно было изменить зазор от 2 до 8 мм. При прокручивании стартером коленчатого вала двигателя между наконечником и корпусом двигателя при увеличении зазора может наблюдаться проскакивание искр синего или красного цвета или искры могут отсутствовать.

Искры синего цвета означают, что высокое напряжение поступает к свечам зажигания. В этом случае необходимо проверить свечи осмотром или на специальном приборе. Работоспособность свечей может быть нарушена также при конденсации на наружных частях изоляции значительного количества влаги.

Отсутствие искр указывает на неисправность системы зажигания. В этом случае необходимо проверить крепление высоковольтных проводов в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания. Необходимо также внимательно осмотреть крышки катушки зажигания и распределителя. Если при осмотре обнаружены следы пробоя, поверхностного разряда или обгорания наружной изоляции, необходимо заменить катушку зажигания или крышку распределителя. Если операция осмотра и проверки не дала положительного результата, проверяют наличие высокого напряжения на катушке зажигания. Для этого отсоединяют центральный провод от распределителя и указанным выше способом определяют на нем наличие высокого напряжения. Если на центральном проводе есть высокое напряжение, это означает неисправность распределителя.

При отсутствии высокого напряжения на центральном проводе проверяют катушку зажигания. Для этого наконечник центрального высоковольтного провода устанавливают на расстоянии 2—3 мм от корпуса двигателя, отсоединяют от распределителя провод низкого напряжения (в контактно-транзисторной системе провод от безымянного вывода транзисторного коммутатора) и касаются им корпуса двигателя. При отрыве провода от корпуса в -промежутке между наконечником центрального провода и корпусом двигателя должна проскакивать искра. Отсутствие искры указывает на неисправность катушки зажигания, наличие искры — на неисправность цепи низкого напряжения в распределителе. В контактно-транзисторной системе возможен также пробой цепи эмиттер-коллектор транзистора.

Коммутатор на пробой транзистора проверяют подключением контрольной лампы между безымянным выводом и корпусом автомобиля при отсоединенном от вывода Р проводе и включенном зажигании. Если при соединении проводом вывода Р с корпусом автомобиля контрольная лампа гаснет, а при отсоединении провода от корпуса горит, коммутатор исправен.

Искры красного цвета свидетельствуют о недостаточном значении подводимого к свечам высокого напряжения. В этом случае указанным выше способом проверяют высокое напряжение на катушке зажигания. Если между наконечником центрального провода и корпусом двигателя проскакивают искры синего цвета, это означает пробой изоляции крышки распределителя.

Если на катушке также наблюдается недостаточно высокое напряжение, проверку повторяют при отсоединенном от вывода ВК-Б проводе. Если при этом высокое напряжение на катушке вообще исчезает, значит, добавочный резистор при пуске не закорачивается контактами реле стартера или дополнительного реле. Если при отсоединении провода от вывода ВК-Б на катушке имеется высокое напряжение, неисправна катушка зажигания или распределитель. В распределителе возможно сильное загрязнение или подгорание контактов прерывателя, значительное уменьшение угла замкнутого состояния контактов, пробой конденсатора.

Работоспособность катушки зажигания и конденсатора можно определить, заменив их.

Двигатель не пускается, возникают отдельные вспышки рабочей смеси в цилиндрах или при работе двигателя наблюдаются перебои. Вначале проверяют бесперебойность высокого напряжения на свечах. Если высокое напряжение поступает на свечи без перебоя, это свидетельствует о неисправности свечей или подави-тельных резисторов. Если высокое напряжение поступает на свечи с перебоями, необходимо проверить бесперебойность высокого напряжения на катушке зажигания. Проверка бесперебойности в обоих случаях осуществляется визуальным наблюдением искрообразования между наконечниками высоковольтных проводов и корпусом двигателя.

Если на катушке зажигания искрообразование бесперебойное, перебои в работе двигателя могут быть вызваны следующими неисправностями в цепи высокого напряжения: повреждение, за: грязнение изоляционных деталей распределителя или попадание на них влаги; повреждение изоляции высоковольтных проводов. Эти неисправности вызывают утечку тока высокого напряжения.

Если искрообразование в зазоре между высоковольтным проводом катушки зажигания и корпусом двигателя происходит с перебоями, это означает неисправность катушки зажигания или Цепи низкого напряжения. В катушке зажигания возможен пробой изоляции вторичной обмотки или обгорание центрального вывода. В цепи низкого напряжения такой эффект могут вызывать следующие факторы: попадание масла или грязи на контакты прерывателя, эрозия или коррозия контактов прерывателя, разрегулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя, ослабление пружины рачажка, большой люфт валика распределителя, обрыв провода между подвижной и неподвижной пластинами прерывателя, пробой конденсатора, неисправность транзисторного коммутатора. Большая часть перечисленных неисправностей может быть определена внимательным осмотром узлов цепи низкого напряжения.

При неисправности транзисторного коммутатора перебои в искрообразовании вызываются пробоем стабилитрона и плохим контактом вывода М с корпусом автомобиля. Падение напряжения между выводом М и корпусом автомобиля при замкнутых контактах прерывателя и выключателя зажигания при неработающем двигателе не должно превышать 0,1 В. Стабилитрон проверяют, подключая контрольную лампу между выводом К коммутатора и корпусом автомобиля при отсоединенных от выводов Р и К проводах и включенном зажигании. Если контрольная лампа горит, стабилитрон пробит.

Двигатель пускается, но после отключения стартера останавливается. Это свидетельствует об обрыве в цепи низкого напряжения до катушки зажигания. В этом случае питание в катушку зажигания поступает только при пуске через контакты реле стартера или дополнительного реле.

В первую очередь проверяют обрыв добавочного резистора. Для этого соединяют проводником его выводы, и если двигатель не глохнет, резистор неисправен.

Двигатель не развивает нормальной мощности, перегревается, перерасходует топливо. Это является следствием нарушения в работе регуляторов опережения зажигания (центробежного или вакуумного) или неправильной установки начального угла опережения.

Den242 › Blog › Определение неисправностей в системе зажигания

Определение неисправностей в системе зажигания

Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.

По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:

обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;

неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;

неправильное подсоединение проводов к свечам;

загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;

неправильная установка момента зажигания;

повреждение бегунка и крышки распределителя.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания. Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.

Причиной, из-за которой двигатель работает неустойчиво на высоких оборотах, может быть неисправность распределителя зажигания.

Двигатель не развивает полной мощности из-за неисправности коммутатора или распределителя зажигания либо неправильной установки момента зажигания.

При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.

Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:

1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.

2. Не проверяйте работоспособность системы “на искру”, держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.

3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.

4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.

5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.

6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с “массой”.

Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.

Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.

Для проверки на “искру” нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5–7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7–0,8 мм.

Неисправности в системе зажигания ведут к неустойчивой работе двигателя, возможны также проблемы с пуском.

Прежде чем начинать поиск неисправностей в системе зажигания, убедитесь в работоспособности топливной системы. Если бензин не поступает в карбюратор, двигатель не запустится. Для проверки снимите шланг с карбюратора, идущий от топливного насоса, и подкачайте топливо рычагом ручной подкачки, при этом из шланга должно выплескиваться топливо. Двигатель может работать с перебоями из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправного вакуумного усилителя тормозов или негерметичного соединения вакуумного шланга усилителя с впускной трубой двигателя либо с обратным клапаном усилителя.

3.10.1. Причины неустойчивой работы двигателя:

1. Грязные или поврежденные высоковольтные провода. Это особенно проявляется в сырую дождливую погоду.

2. Высоковольтные провода не до конца вставлены в гнезда крышки распределителя зажигания или катушки зажигания, а также в наконечники свечей.

3. Неисправны свечи зажигания либо не отрегулированы зазоры между электродами свечей.

4. Неправильно отрегулирован угол опережения зажигания.

5. Неисправность бегунка или его резистора.

6. Повреждения крышки распределителя зажигания (особенно проявляется в сырую и дождливую погоду).

7. Неисправность коммутатора зажигания.

8. Неисправность катушки зажигания.

Периодически очищайте от пыли и грязи высоковольтные провода, наконечники свечей, катушку зажигания, крышку распределителя и коммутатор с основанием.

3.10.2. Двигатель не запускается

1. Проверьте, подается ли напряжение на свечи зажигания. Для этого выньте высоковольтный провод из центрального гнезда крышки распределителя и подсоедините его к разряднику. Включите на несколько секунд стартер, при этом между электродами разрядника должна периодически проскакивать искра. Если искры нет, то напряжение на свечи не подается. Если искра есть, таким же образом проверьте работу свечей, поочередно снимая с них наконечники с проводами. Если на какой-либо свече нет искры, замените ее провод. Если искра есть на всех проводах, а двигатель не запускается — замените свечи.

2. Если напряжение не подается на свечи (нет искры на всех четырех свечах), замените бегунок распределителя. Иногда выходит из строя резистор бегунка. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра: сопротивление резистора должно составлять 0,9–1,1 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените бегунок. Если после замены бегунка напряжение на свечи не подается, замените крышку распределителя зажигания. Если после этого двигатель не запускается, замените последовательно катушку зажигания, коммутатор и распределитель зажигания.

3.10.3. Двигатель работает неустойчиво

1. Очистите высоковольтные провода и проверьте их состояние. Повреждение изоляции высоковольтных проводов и крышки распределителя зажигания можно определить в тем- ноте. Для этого запустите двигатель и осмотрите моторный отсек. В поврежденном месте будет видно характерное свечение.

2. Чтобы определить, какая из свечей неисправна, отсоедините от нее провод при выключенном двигателе, после чего запустите двигатель. Если перебои в работе двигателя увеличились, значит свеча исправна. После этого остановите двигатель и подсоедините провод к свече. Снимите провод с другой свечи и снова запустите двигатель. Если характер вибраций не изменился, данная свеча неисправна и ее надо заменить. Если двигатель продолжает работать с перебоями, замените провод свечи.

3. Если все свечи и провода исправны, а двигатель продолжает работать неустойчиво, замените бегунок и крышку распределителя зажигания.

4. Если после замены крышки и бегунка перебои в работе двигателя продолжаются, замените коммутатор зажигания.

5. Если после этого характер работы двигателя не изменился, проверьте установку угла опережения зажигания или обратитесь на автосервис.

МЕТОДИКА ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ

Если двигатель не запускается или работает с перебоями, начинайте первоначальную проверку системы зажигания с диагностикивходных устройств.

Результат тестирования определяется серией вспышек контрольной лампы (рис.15), подключеной к диагностическому разъему контроллера системы зажигания поз.16 (рис.12).

При подаче питания бортсети на систему зажигания однократно выдается код самодиагностики контроллера из 3-х длинных (1,5 сек) вспышек с равными промежутками. Отсутствие кода может быть вызвано причинами описанными ниже в табл.5.

Рис. 15. Схема подключения лампы контроля диагностики системы зажигания: 1 — колодка; 2 — контрольная лампа 3Вт.

Наличие повторяющихся вспышек после запуска и работа двигателя на оборотах ниже 1500 мин’1 говорит о неисправности датчиков. Коды неисправностей сведены в табл.6.

"." — короткая вспышка длительностью = 0,5 сек.;

"-" — длинная вспышка длительностью = 1,5 сек. Пауза между вспышками равна 0,5 сек. Интервал между кодами равен 2 сек.

Для прохождения теста 4 и 5 необходимо наличие двух состояний концевого микровыключателя. Например, при включении питания заслонка должна быть закрыта, и педаль газа отпущена. Затем открыть заслонку или нажать на педаль.

После проведения тестирования исправности входных устройств (датчиков импульсов, датчика температуры, датчика абсолютного давления, нормального состояния концевого микровыключателя на карбюраторе) и при исправности контроллера приступите к проверке коммутаторов, катушек зажигания, свечей зажигания .

Аналогичное тестирование исправности системы зажигания проводится при каждом запуске и для автомобилей с низкой панелью, но при такой комплектации в качестве лампы диагностики задействована резервная лампа в комбинации приборов автомобиля .

Проверка работоспособности коммутатора должна производиться при помощи прибора диагностики коммутаторов или двухканального электронного осциллографа путем измерения параметров входных и выходных импульсов.

Если есть заведомо исправный коммутатор, то можно заменить им коммутатор на автомобиле, и проверить работу системы зажигания. Нормальная ее работа в этом случае укажет на то, что на автомобиле был неисправен коммутатор.

Проверка работоспособности катушки зажигания осуществляется путем проверки внутреннего сопротивления обмоток катушки и пробоя изоляции обмоток на "массу".

Сопротивление первичной обмотки должно быть 0,4±0,05 Ом, а вторичной 4,25±0,25 кОм.

Пробой изоляции на "массу" обнаруживается по прогару, или выплавлению компаундной заливки в катушке.

Проверка датчика начала отсчета и угловых импульсов. Следует проверить установку датчиков. Для нормальной работы датчиков необходимо, чтобы зазор между датчиком и вершиной зуба венца маховика (или торцом флажка для датчика НО) находился в пределах 0,3 — 1/2 мм (рис. 16). Зазор определите следующим образом:

— замерьте расстояние от поверхности картера сцепления до торца зуба венца маховика;

— замерьте расстояние от поверхности картера сцепления до торца указателя начала отсчета на маховике;

— из каждого замеренного расстояния вычесть размер 25 мм;

— получим реальные зазоры.

Зазор, превышающий 1,2 мм, влияет на запуск двигателя в зимнее время года. Путем доработки посадочного места под датчики в картере сцепления выставьте необходимый зазор.

Сопротивление обмотки датчика составляет 400±50 Ом и измеряется омметром (Ц4317).

Проверку датчика температуры следует проводить по руководству по ремонту автомобилей ВАЗ-21083, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2115.

рис. 16. Установка датчика начала отсчета и угловых импульсов:

1 — колпак защитный; 2 — датчик начала отсчета; 3 — шайба; 4 — гайка; 5 — картер сцепления; 6 — указатель начала отсчета относительно ВМТ; 7 — датчик угловых импульсов; 8 — венец маховика

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Методика обнаружения неисправностей системы зажи­гания

Основными неисправностями батарейной и других систем зажигания являются: разрушение изоляций проводов низкого и высокого напряжения и замыкание их на массу; нарушение контакта в местах их соединений; обгорание или окисление контактов прерывателя; изменение зазора между контактами; ос-пабление пружин подвижного контакта; повышение люфта ва­лика прерывателя — распределителя; пробой конденсатора; из­менение зазора между электродами свечей; межвитковые замы­кания, особенно в первичной обмотке катушки зажигания, при­водящие к перегоранию обмотки; неправильная начальная ус­тановка угла опережения зажигания и неисправности центро­бежного и вакуумного регуляторов.

Последовательность проверок при поиске неисправностей контактных и электронных систем зажигания во многом иден­тична. Вместе с тем необходимо учитывать некоторые особен­ности при локализации неисправностей в электронных систе­мах зажигания. Первая особенность связана с тем, что элект­ронные блоки критичны к полярности и величине питающих напряжений. Поэтому при изменении полярности источника электрической энергии, что бывает при неправильном включе­нии аккумуляторной батареи в бортовую сеть автомобиля, элек­тронные системы зажигания работать не будут, даже если ис­правны все элементы. Обычные контактные системы зажига­ния остаются работоспособными. Вторая особенность заклю­чается в наличии дублирующих блоков, что позволяет прово­дить проверки исправности аппаратов основных систем мето­дом их исключения, т.е. заменой дублирующими блоками.

В этой связи рекомендуют сначала установить наличие не­исправности в системе зажигания, а затем уже отыскивать не­исправность. Перед проверкой системы зажигания необходи­мо убедиться в правильности подключения аккумуляторной батареи. Если при включении потребителей (например, фар) стрелка амперметра отклоняется в сторону «минуса», батарея подключена правильно.

Достаточным признаком отказа системы зажигания являет­ся отсутствие искры на свечах. Для установления этого призна­ка необходимо выполнить следующие операции: отсоединить один высоковольтный провод от свечи зажигания и удерживать его на расстоянии 7мм от блока цилиндров, включить зажига­ние, провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой. Появле­ние искр между отсоединенным высоковольтным проводом и блоком цилиндров свидетельствует об исправности системы зажигания, отсутствие искр — о неисправности системы. Прово­рачивать коленчатый вал стартером не рекомендуется, так как при работающем стартере транзисторный коммутатор бескон­тактной системы зажигания ТК200 может вырабатывать серию импульсов даже при неисправном датчике импульсов. Это объясняется тем, что при работе стартера из-за изменения момента сопротивления вращению коленчатого вала происходит коле­бание напряжения аккумуляторной батареи. К транзисторно­му коммутатору будет приложено переменное напряжение, а наличие цепочки обратной связи в коммутаторе приводит к тому, что последний начинает генерировать серию импульсов даже в случае отсутствия управляющих импульсов датчика.

Поиск неисправности целесообразно вести используя метод «средней точки». При использовании этого метода любую сис­тему последовательно разбивают на две части, обычно содер­жащие одинаковое количество элементов. Применительно к системе зажигания при диагностировании методом «средней точки» ее условно подразделяют первоначально на две цепи (подсистемы): первичную (низковольтную) и вторичную (вы­соковольтную). Такое разделение позволяет установить, где неисправность: в первичной цепи или во вторичной.

На первичную цепь подают допустимое воздействие и конт­ролируют реакцию подсистемы. Первичная цепь исправна, если при включенной системе зажигания стрелка амперметра колеб­лется в такт проворачиванию коленчатого вала пусковой ру­кояткой. Но поскольку вся система зажигания неисправна, от­каз следует искать в другой подсистеме во вторичной цепи.

Так как амперметр при включенном замке зажигания пока­зывает еще и силу тока обмотки возбуждения генератора (для генератора переменного тока), контрольно-измерительных приборов, то даже при отсутствии тока в первичной цепи сис­темы зажигания стрелка амперметра отклоняется на разряд примерно до минус 5А. В электронных системах зажигания мак­симальная сила тока в первичной цепи равна 6-8А. Поэтому при исправной первичной цепи контактно-транзисторной сис­темы зажигания колебания стрелки амперметра будут от минус 5 до минус 11-13А.

Первичные цепи контактной и контактно-транзисторной систем зажигания неисправны, если при включенной системе зажигания и при проворачивании коленчатого вала пусковой рукояткой стрелка амперметра не колеблется. Неисправность при этом следует искать в первичной цепи.

Если первичная цепь исправна, отказ следует искать во вто­ричной цепи.

Проверку вторичной цепи следует начинать с проверки ка­тушки зажигания. Для этого необходимо отсоединить централь­ный высоковольтный провод от крышки распределителя и про­верить наличие искры между наконечником провода и корпусом машины. В качестве подаваемого воздействия должен быть ток первичной цепи, прерываемый коммутирующим элементом. Для этого необходимо проворачивать коленчатый вал при включенных замке зажигания и выключателе аккумуляторной батареи. Отсутствие искры свидетельствует о наличии неисп­равности в катушке зажигания.

Наличие искры говорит о том, что неисправность следует искать в последующих элементах высоковольтной цепи.

Пробой изоляции центрального высоковольтного провода может быть обнаружен визуально по искровым разрядам и ха­рактерному потрескиванию в местах повреждения изоляции. Для проверки экранированного высоковольтного провода его следует заменить заведомо исправным (допускается использо­вание неэкранированного провода) и повторить проверку.

Крышку и ротор распределителя проверяют визуально, нет ли механических повреждений, а также проверяют комплект­ность деталей (наличие и состояние контактного уголька и пру­жины). Состояние изоляции ротора можно проверить, испы­тав его на пробой высоковольтной искрой от центрального провода распределителя. Если искра появляется на расстоянии 4-5мм высоковольтного провода от токоразносной пластины, то ротор неисправен.

Если ток в первичной цепи отсутствует или он не прерыва­ется, неисправна первичная цепь. Для определения места неис­правности низковольтную (первичную) цепь удобно предста­вить так же, как состоящую из двух цепей: силовой и управле­ния.

Для проверки силовой цепи целесообразно в качестве воз­действия подать на коммутатор сигнал, имитирующий сигнал цепи управления, или цепь управления отсоединить.

При проверке контактно-транзисторной системы зажигания сигнал управления имитируется соединением вывода коммута­тора, идущего к распределителю, с корпусом. Силовая цепь исправна, если при этом стрелка амперметра отклонилась на разрядку.

Если при отсоединении цепи управления ток в первичной цепи будет отсутствовать, то это свидетельствует о неисправ­ности силовой цепи. Место неисправности отыскивается с по­мощью контрольной лампы путем подключения ее последова­тельно ко всем выводам силовой цепи, двигаясь навстречу про­теканию тока (рис.12.12). Если лампа загорится при первом подключении, то неисправен коммутатор. Если лампа при пер­вом подключении не загорится, значит обрыв цепи до коммумтатора на том участке, на котором загорится лампа. Это одно­временно является свидетельством того, что участок от бата­реи до данного места исправен.

Рис.12.12.Последовательность проверки силовой цепи контактно-транзисторной системы зажигания:

П 1-П8-последовательность подключения контрольной лампы

Если ток в первичной цепи не прерывается, то это может явиться следствием неисправности коммутатора или замыка­ния на корпус в цепи. Место неисправности определяют после­довательным отсоединением проводов от выводов, двигаясь навстречу протеканию тока. При отсоединении неисправного элемента стрелка амперметра отклониться и установится око­ло нулевого деления.

При проверке экранированных систем зажигания приходится отсоединять провода от выводов и в том случае, если ток в пер­вичной цепи отсутствует, так как иначе невозможен непосред­ственный доступ к токоведущим частям, а контрольная лампа подсоединяется между корпусом автомобиля и центральной жилой отсоединенного провода.

Цепи управления электронных систем зажигания конструк­тивно отличаются друг от друга, поэтому и проверка их состо­яния также различна. Так, цепь управления контактно-транзи­сторной системы зажигания состоит из контактов распредели­теля и соединительного провода. В ней возможны неисправности двух видов: обрыв или замыкание на корпус. Эти неисправ­ности обнаруживают с помощью контрольной лампы по мето­дике, аналогичной силовой цепи. Цепь управления бесконтакт­ной системы зажигания состоит из датчика импульсов и соеди­нительного провода. Датчик рекомендуется проверять при ра­ботающем двигателе на аварийной системе зажигания или при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером. Ис­правный датчик вырабатывает при этом переменное напряже­ние. Напряжение при проверке датчика измеряют вольтметром переменного тока с конечным значением шкалы приблизитель­но ЗОВ. Если вольтметр показывает напряжение от нескольких единиц вольт до нескольких десятков вольт-датчик исправен. Вольтметр подключают между корпусом автомобиля и цент­ральной жилой провода, подходящего к выводу "Д" коммута­тора, или исключая этот провод из проверки, подключают не­посредственно к выходному выводу датчика.

Поиск неисправностей в системе зажигания

128. Поиск неисправностей в контактной системе зажигания начинают, как и в бесконтактной, со свечей и крышки распределителя (см. главы «Свечи зажигания» и «Неисправности системы зажигания»).

В целом элементы бесконтактной системы зажигания проверяют так же, как уже описанные аналогичные элементы контактной системы зажигания (см. советы в предыдущих главах). Существует, однако, ряд принципиальных отличий, обусловленных конструкционными особенностями контактной системы.

Следует снять провод высокого напряжения со свечи одного из цилиндров и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля.

Если в зазоре при прокручивании коленвала двигателя стартером или пусковой рукояткой возникает хорошая бесперебойная искра, значит, неисправность не в цепи высокого напряжения, а в свече. Значит, следует вывернуть свечи зажигания из двигателя и очистить или заменить их.

Если это случилось в пути, в качестве временной меры рекомендуем вам устроить перемычку из тонкой медной или алюминиевой проволоки между центральным и боковыми контактами ротора. До тех пор, пока вы не поставите резистор, в вашем автомобиле и в окружающем его пространстве уровень радиопомех будет повышенным.

Предварительно надо снять крышку распределителя, повернуть коленвал в положение, при котором контакты прерывателя полностью разомкнуты, включить зажигание и один конец провода переноски подсоединить на «массу» автомобиля, например, при помощи зажима типа «крокодил». Затем другой конец провода переносной лампы последовательно присоединить зажиму прерывателя, проводу, пружине рычажка, подвижному контакту прерывателя. Если стрелку октан-корректора установить на нуль, то при исправных перечисленных деталях прерывателя в моменты присоединения провода переноска будет гореть. Если же переноска не горит, значит, на соответствующем участке, например, от зажима прерывателя до провода, от провода до пружины рычажка и т. д., имеется обрыв.

При этом учитывайте, что на участке замок зажигания — зажим прерывателя имеется катушка зажигания (у «Волги», «Москвича» и «Запорожца» — с дополнительным сопротивлением).

Перегоревшее дополнительное сопротивление катушки зажигания замените исправным. Если оно перегорело в пути, вместо него можно установить медную или алюминиевую проволоку.

После этого нужно провернуть коленвал двигателя в положение, при котором контакты прерывателя будут замкнуты, и убедиться, что контакты соприкасаются всей поверхностью. Если этого не происходит, то, подгибая стойку неподвижного контакта, добейтесь того, чтобы контакты заняли правильное положение.

136. Затем проверяем, нет ли обрыва провода, соединяющего пластину контактов с «массой».

Аналогичным образом ищут обрыв в цепи тока низкого напряжения на любом участке от аккумулятора до неподвижного контакта прерывателя.

Такая неисправность может быть вызвана целым рядом причин:

— не размыкаются контакты прерывателя,

— внутри прерывателя происходит замыкание;

— происходит замыкание на «массу» первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора;

— происходит замыкание на «массу» провода, соединяющего зажим включателя стартера с зажимом катушки зажигания.

Зазор между контактами прерывателя регулируют в следующей последовательности. Снять крышку распределителя и, медленно проворачивая коленвал двигателя пусковой рукояткой, привести распределитель в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты. Затем проверить зазор между контактами плоским щупом.

Отпустите стопорный винт. Смещая пластину стойки неподвижного контакта при помощи эксцентрикового винта (автомобиль «Москвич») или смещая отверткой контактную стойку (автомобиль «Жигули»), установите необходимый зазор. После этого закрепите стопорный винт и вновь проверьте зазор между контактами.

141. Контакты должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей поверхностью.

В процессе работы двигателя контакты постепенно загрязняются и окисляются, на их поверхности образуется окалина. Зачищают контакты надфилем (или, в крайнем случае, мелкой монеткой). Для этого установите кулачок прерывателя в состояние полного смыкания контактов, а затем рукой отведите подвижный контакт от неподвижного на расстояние, равное толщине надфиля. Зачищайте контакты движением «вперед-назад», так, чтобы не нарушить параллельности их плоскостей. После зачистки контактов обдуйте панель прерывателя воздухом из насоса, затем протрите контакты смоченной в чистом бензине замшей.

При большом износе, когда зачистка уже не дает результата, контакты следует заменить.

Конденсатор можно проверить с помощью амперметра. Размыкаем контакты рукой, отключаем конденсатор, наблюдаем за показаниями стрелки амперметра. Если стрелка амперметра отклонилась к нулю с положения разрядки 2—А А, значит, конденсатор неисправен, и его следует заменить.

Пробой конденсатора на «массу» можно проверить также с помощью переносной лампы.

Отсоедините провод катушки зажигания и провод конденсатора от зажима прерывателя и подключите к ним переносную лампу. Если лампа горит при включенном зажигании, то конденсатор неисправен.

При отсутствии запасного конденсатора можно временно использовать конденсатор звукового сигнала.

В пути неисправный конденсатор можно не снимать, а лишь отсоединить его провод от зажима прерывателя. Новый конденсатор присоединяют рядом с катушкой зажигания, соединив его провод с зажимом катушки, а корпус — с «массой».

Если же при отключении прерывателя стрелка амперметра по-прежнему показывает разрядку 2—4 А, проверьте катушку зажигания.

Чтобы убедиться в неисправности катушки зажигания, выньте из зажима крышки распределителя центральный провод высокого напряжения и установите зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Исправная катушка при проворачивании колен-вала двигателя в момент размыкания контактов будет давать сильную искру с голубым отливом. Лри неисправности катушки искры не будет вовсе или она будет слабой. При отключении неисправной катушки показания амперметра установятся на нуль.

Замыкание проводов на «массу» устраняют с помощью клейкой ленты или заменяя провод запасным (при этом надо учитывать сечение провода и его изоляцию).

146. При включении стартера стрелка амперметра отклоняется до отказа на разрядку. Произошло короткое замыкание в цепи низкого напряжения (замок зажигания — стартер — аккумулятор).

В этом случае двигатель не пускается. Характерны также тление изоляции проводов, сильный нагрев стартера и замка зажигания.

Немедленно выключите стартер, зажигание. Выключите «массу» аккумулятора дистанционным включателем, а если его нет, быстро откройте капот и снимите любой провод с выводов батареи.

После этого необходимо найти и устранить короткое замыкание. Чаще всего короткие замыкания происходят из-за повреждения изоляции провода в местах, где он проходит через отверстия в кузове, в местах крепления или при касании токонесущего провода стартера горячей приемной трубы глушителя.

Поиск неисправностей в системе зажигания

при проверке искра между центральным проводом и массой в промежутке 5- 8 мм нет или нестабильна:

а) В случае бесконтактно-транзисторной системы зажигания (БТСЗ), и при наличии в комбинации приборов вольтметра (ВАЗ-2108, -2109) лучше действовать следующим образом.

Смотрите на вольтметр и включите зажигание.

Стрелка сначала установится примерно посередине шкалы, а через несколько секунд качнется немного вправо, что свидетельствует об исправности коммутатора (отключение питания катушки зажигания при неработающем двигателе и включенном зажигании).

Присоединяем один провод лампы к «массе», а другой — к выходу катушки зажигания, соединенному проводом с клеммой «1» коммутатора.

При включенном зажигании и исправном коммутаторе лампа через некоторое время загорится ярче.

Подсоединяем провода лампы — один к отсоединенному от катушки проводу, другой к клемме «+Б» катушки.

Проворачиваем коленчатый вал двигателя стартером, при исправном коммутаторе и датчике Холла — лампа мигает.

а) Датчик Холла проверяется при помощи индикаторов.

Индикатор подключают к датчику-распределителю зажигания вместо жгута проводов системы зажигания и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером.

Если при вращении коленчатого вала лампа (светодиод) мигает, то датчик Холла исправен.

1- светодиод АЛ307Б;

2- сопротивление 5 кОм;

3- трехклеммовая колодка.

б) При наличии тестера замеряем напряжение между проводами, идущими от выводов «6» и «3» коммутатора, к соответствующим выводам датчика Холла. Коленчатый вал желательно вращать медленно (ключом или за колесо)Если датчик исправен, то напряжение будет резко меняться от минимума (нп более 0.4В) до максимума (не более чем на 3 В ниже напряжения питания).

Отсоединяем трехштекерную колодку от датчика-распределителя, включаем зажигание.

Отрезком провода замыкаем в жгуте центральный и «минусовой» провода.

По «минусовому» проводу подводится питание к датчику Холла (при необходимости его можно определить, воспользовавшись контрольной лампой).

В момент соединения указанных проводов между центральным проводом и «массой» должна проскочить искра (центральный провод установлен, как описано выше).

При наличии искры на центральном проводе, быстром замыкании и размыкании проводов жгута можно с уверенностью сказать — неисправен датчик Холла.

Если искры нет — виноват коммутатор либо катушка.

а) пробит бегунок распределителя;

б) провернулся на оси бегунок распределителя.

При указанных причинах неисправностей п.2, ток высокого напряжения не распределяется по свечам цилиндров по порядку работы цилиндров двигателя.

Поиск неисправностей системы зажигания

Во всех бензиновых ДВС, находится система зажигания, и часто ее дефекты, не дают возможности нормально работать, или даже запускаться двигателю.

Система зажигания состоит из исполнительной (высоковольтной) части и управляющей (низковольтной) системы, которая отвечает также за опережение зажигания.

Высоковольтная часть состоит из:

  • катушка (или модуль) зажигания;
  • провода высокого напряжения (бронепровода);
  • свечи зажигания;

Низковольтная часть состоит из:

  • коммутатора (блока управления);
  • датчика отсчета оборотов, индукционного или на эффекте Холла;
  • распределителя зажигания;

В старых системах использовался механический (вакуумный) способ регулировки опережения угла зажигания, в современных системах используют электронный расчет опережения.

Неисправности в системе зажигания

При отсутствии искры, в первую очередь необходимо проверить:

  • на контактных системах, наличие искры на контактах;
  • на электронных – исправность и наличие сигнала с датчика оборотов (датчик коленвала или распредвала);
  • наличие питающего напряжения на коммутаторе, блоке управления, а также катушке (ах) зажигания;
  • целостность высоковольтных проводов;
  • целостность керамических деталей (крышки трамблера, «бегунка» и т. д);
  • свечи зажигания;
  • исправность электронных блоков управления;

При пропусках воспламенения, причины надо искать, прежде всего, в высоковольтной системе. «Утечки» напряжения в бронепроводах, свечах, катушках.

Также высоковольтная часть может быть причиной «троения» или «подтраивания» мотора, «стрельбы» в воздушный фильтр или в глушитель (особенно автомобили с ГБО), плохого запуска, как на холодную, так и на горячую.

Самым оптимальным способом диагностики различных систем зажигания, считается снятие осциллограмм, с первичных и вторичных цепей искрообразования. По осциллограмме можно определить практически все виды неисправности системы зажигания, такие как:

  • пробой бронепровода;
  • межвитковое замыкание катушки;
  • отсутствие или искаженный сигнал с датчиков и коммутатора;
  • дефект свечей зажигания;

К сожалению, без осциллографа, устранить неисправность можно только методом подмены деталей, на заведомо исправные.

Есть, конечно, и другие «народные» методы, они конечно не достаточно эффективны, но с их помощью можно определить с какой детали стоит начать замену, например:

  1. В темное время суток открыть капот на заведенном автомобиле, если будет виден эффект «северного сияния», то есть свечения «бронепроводов», их нужно заменить.
  2. Визуальный осмотр свечей на наличие ферритизации изолятора электрода (появление красного токопроводящего налета на изоляторе свечи, из-за низкокачественного топлива, с большим содержанием металлов и ферроцена) и появлению пробоев, в виде токовых дорожек.
  3. Осмотр крышек трамблера и распределителя зажигания на наличие трещин и пробоя.

Никогда не проверяйте наличие искры в электронных системах зажигания, сняв высоковольтный провод со свечи. С высокой долей вероятности выйдут из строя, сама катушка, электронный блок управления или коммутатор.

На контактных системах зажигания, допускается чистка контактов надфилем или пилочкой, с последующим восстановлением зазора.

Категория Jaguar