Не подлежит восстановлению — остатки забирает страховая или они остаются у владельца?

ekvilibrium66.ru

услуги юристов и адвокатов

Гибель транспортного средства по ОСАГО. Если авто не подлежит восстановлению

Если авто не подлежит восстановлению После ДТП ваш авто признали не подлежащим восстановлению, на профессиональном языке это называется тотальная гибель ТС.

Наверняка вас интересует как же будут производиться выплаты? В данном подпункте говорится, что если имущество потерпевшего полностью погибло, то выплаты будут производиться в размере рыночной стоимости вашего имущества на день наступления страхового события, но за вычетом годных остатков. Годные остатки остаются на руках, всё что осталось от вашего авто, СК забирать его не обязана, она может забрать годные остатки только в случае если вы застрахованы по КАСКО, но отдавать авто СК или нет, решать только Вам, все добровольно.

Под годными остатками в данном случае понимаются исправные не поврежденные агрегаты ТС, а также узлы и детали.

Рекомендуемые сообщения

Каждая деталь имеет свою цену, а так как данные детали могут эксплуатироваться далее на другом авто, то их можно снять с поврежденного автомобиля и продать. Что считается полной гибелью ТС? В законе об ОСАГО под полной гибелью понимается случай, когда ремонт поврежденного автомобиля не представляется возможным, также если стоимость ремонта будет равна рыночной стоимости автомобиля в до аварийном состоянии на дату наступления страхового случая или если стоимость ремонта превышает стоимость авто. Ваш авто стоит т.

В данном случае если продать авто по запчастям, то они могут стоить в 3 раза дороже вашего автомобиля в аварийном состоянии.

Во всех этих случаях транспортное средство считается не подлежащим восстановлению, погибшим или тотальным. Согласно пункту 5 статьи 10 Закона «Об организации страховой деятельности» РФ, страхователь, выгодоприобретатель имеет право отказаться от своих прав на имущество в пользу страховщика с целью получить от него страховую выплату страховое возмещение в полном объеме, если имущество в данном случае автомобиль погиб и не подлежит восстановлению.

Данный пункт с отказом от ТС в пользу СК относится только к КАСКО, но в большинстве случаев не выгоден владельцу автотранспорта, ведь авто юристы и эксперты возьмут с вас денег.

Битые авто очень хорошо покупают, поэтому если вам посчитали годных остатков на 50 т. Поэтому не торопитесь отдавать их СК, ведь они посчитают с износом. Также вы можете не отказываться от права собственности и не передавать СК ваш автомобиль. Тогда вы получите сумму выплат за минусом годных остатков и на этом разойдетесь, но на словах все просто, а на практике ситуация складывается совершенно иначе.

Нормы права

Также не торопитесь расписываться в СК под всеми документами которые вам подсовывают и соглашаться со всем подряд, сначала проконсультируйтесь у юристов. Причиной злоупотреблений со стороны СК в данном случае становится отсутствие единой методики расчета годных остатков.

Также помните, что страховая компания не сможет выплатить вам сверх лимита по полису ОСАГО, на данный момент лимит составляет т. Теперь разберем на примере как страховая будет производить выплаты в случае если ваш авто признали тотальным не подлежащим восстановлению. То на руки вы получите в данном случае т. В настоящий момент в связи с колебаниями курса валют по отношению к рублю привело к росту цен за запчасти практически в 2 раза, чем и воспользовались страховые компании, ведь рост цен на запчасти привел к увеличению среднего размера ущерба, что привело к тенденции увеличения страховыми компаниями суммы ущерба и искусственному созданию ситуаций гибели автомобиля.

Что нужно сделать, чтобы отказаться от остатков автомобиля.

Ведь чем выше они оценят стоимость годных остатков, тем меньше СК придется платить страхователю. Вот и получается, что страховые оценивают ваш разбитый автомобиль его годные остатки дороже, чем он будет стоить на самом деле и в итоге признают его тотальным, ведь сумма ремонта по их расчетам получается довольно высока и конечно же им выгодно будет признать автомобиль не подлежащим восстановлению.

Если СК признала ваш автомобиль не подлежащим восстановлению, то есть неремонтопригодным, это не значит что она права. В таких случаях нужно делать экспертизу и пересчитывать, погиб ли на самом деле ваш автомобиль. Если вы считаете, что страховая компания слишком дорого оценила стоимость годных остатков, то обязательно проведите независимую экспертизу, ведь только так вы сможете увидеть реальную картину и понять сколько же действительно вам положено выплат по закону.

Когда вы видите, что у вас очень большой ущерб не торопитесь обращаться в СК, лучше придите и проконсультируйтесь у юристов. Потому что после подписания документов в страховой, где вы согласитесь со всеми выплатами, мы не сможем защитить ваши права в суде, так как суд признает вашу сделку действительной и скажет вам за чем вы обратились в суд после того как сами согласились с условиями СК, наломать дров вы всегда успеете. Консультации у нас бесплатные, вам не обязательно сразу заключать договор, придите, проконсультируйтесь и подумайте как правильно поступить.

Восстановлению не подлежит!

Положения о списании

Прежде всего битый автомобиль, непригодный для дальнейшей эксплуатации, нужно списать с баланса предприятия. Основанием для этого служит Акт о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а), где в числе прочих реквизитов присутствует графа, в которой проставляется дата снятия автомобиля с регистрационного учета в ГИБДД. Кстати, Росстат настаивает, что при списании ТС в бухгалтерскую службу вместе с актом должен передаваться документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции. Наличие незаполненных реквизитов в унифицированных формах не допускается (п. 4 Письма от 31.03.2005 N 01-02-09/205).

Если желающих приобрести битый автомобиль не нашлось, можно продать его на металлолом специализированной организации (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Рыночная стоимость полученных запчастей, пригодных к использованию, а также стоимость полученного металлолома признаются внереализационными доходами организации и принимаются к налоговому учету по их рыночной стоимости (п. 13 ст. 250, п. 2 ст. 254 НК РФ). Доход, полученный за сданное в утиль сырье, облагается налогом на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ). Эта прибыль уменьшается на стоимость металлолома (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.04.2010 N 03-03-06/1/275).

В то же время налог на добавленную стоимость начислять не нужно, так как реализация лома черных и цветных металлов НДС не облагается (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что с появлением этих операций у бухгалтера может возникнуть обязанность по ведению раздельного учета и распределению "входного" НДС, если на необлагаемые операции придется более 5 процентов общих расходов (п. 4 ст. 170 НК РФ). Также необходимо восстановить "входной" налог на добавленную стоимость с остаточной цены автомобиля, поскольку он используется в деятельности, не облагаемой этим сбором. Восстановленная сумма относится в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В бухучете металлолом приходуется в составе материально-производственных запасов по текущей рыночной стоимости, которая одновременно признается прочим доходом (п. 9 ПБУ 5/01, п. п. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99). Так же признается и прочий расход в виде стоимости реализованного металлолома, причем в той же сумме (п. п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99).

Пример. В результате обследования транспортного средства после ДТП руководством фирмы ООО "Ромашка" было принято решение о том, что восстановление нерентабельно.

По данным бухучета, первоначальная цена авто составила 700 000 руб., за время эксплуатации начислена амортизация в сумме 400 000 руб., остаточная стоимость — 300 000 руб.

В августе 2012 г. автомобиль был снят с учета в ГИБДД и реализован на металлолом. Текущая рыночная стоимость лома, а также полученная плата равны 10 000 руб.

В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 01 "Выбытие ОС" Кредит 01 "ОС в эксплуатации"

— 700 000 руб. — списана первоначальная стоимость авто;

Дебет 02 Кредит 01 "Выбытие ОС"

— 400 000 руб. — списана амортизация, начисленная за время эксплуатации авто;

Дебет 91-2 Кредит 01 "Выбытие ОС"

— 300 000 руб. — списана остаточная стоимость авто;

Дебет 19 Кредит 68 "НДС"

— 54 000 руб. (300 000 x 18%) — восстановлен НДС с остаточной стоимости авто;

Дебет 91-2 Кредит 19

— 54 000 руб. — восстановленная сумма НДС отнесена в прочие расходы;

Дебет 10-6 Кредит 91-1

— 10 000 руб. — принят к учету металлолом;

Дебет 62 Кредит 91-1

— 10 000 руб. — признана выручка от реализации металлолома;

Дебет 91-2 Кредит 10-6

— 10 000 руб. — списана стоимость сданного металлолома;

Дебет 51 Кредит 62

— 10 000 руб. — получена плата за металлолом.

Чтобы окончательно избавиться от автомобиля, пострадавшего в ДТП, можно утилизировать его. В налоговом учете затраты, связанные с этим процессом, включаются во внереализационные расходы (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

До 1 октября 2011 г. были сложности с принятием к вычету "входного" НДС со стоимости подрядных работ по уничтожению основных средств. Чиновники отказывали в вычете, поскольку ликвидация, по их мнению, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/682). Однако поправки, внесенные в п. 6 ст. 171 НК РФ, устранили все споры по этому вопросу.

Вместе с тем если битый автомобиль списывается до окончания срока амортизации, то фискалы потребуют восстановить "входной" НДС с его остаточной стоимости (Письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22).

В бухучете затраты на утилизацию поврежденного в аварии транспортного средства относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Пример. Дополним ситуацию, рассмотренную в предыдущем примере. Предположим, утилизация автомобиля произведена специализированной фирмой, стоимость работ которой составила 23 600 руб., в т.ч. НДС — 3600 руб.

Тогда бухгалтер должен составить следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 60

— 20 000 руб. — отражены расходы на утилизацию авто;

Дебет 19 Кредит 60

— 3600 руб. — выделен НДС, предъявленный подрядчиком;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

— 3600 руб. — НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

— 23 600 руб. — произведен расчет с подрядчиком.

На условиях "полной гибели"

Есть и третий вариант избавления от битой машины. Если она застрахована по каско, то в случае так называемой полной гибели авто собственник вправе заявить отказ от прав на ТС в пользу страховой компании. Взамен он получает страховую сумму в полном размере (абандон).

В понимании страховщика полная гибель транспортного средства наступает, когда автомобиль невозможно восстановить либо стоимость ремонта превышает определенную долю его страховой стоимости. Размер упомянутой доли страховщиками устанавливается самостоятельно. Как правило, он колеблется в пределах от 60 до 80 процентов.

Расчет выплаты, а также бухгалтерский и налоговый учет операции зависят от того, передаются ли запчасти, годные к продаже, страховой компании или они остаются в собственности владельца (п. 1.2.1 Методических положений по расчету стоимости годных остатков, Приложение 8 к Методическому руководству по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98)). Рассмотрим оба варианта.

В случае если годные части машины остаются в собственности ее владельца, возмещение определяется в размере страховой суммы за вычетом стоимости непереданных агрегатов. Их цена определяется на основании заключения эксперта. Также при расчете выплаты могут применяться нормы амортизационного износа.

Если по договору страхования остатки транспортного средства остаются в распоряжении фирмы, то нужно принять к учету по рыночной стоимости и металлолом, и годные запчасти. Соответственно, в налоговом учете признаются внереализационные доходы от оприходования этих ценностей и в виде суммы страхового возмещения. Учитывается и внереализационный расход на ликвидацию битого автомобиля, включая суммы недоначисленной амортизации (п. 13 ст. 250 НК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Кроме того, следуя разъяснениям чиновников, придется восстановить "входной" НДС с остаточной стоимости машины, если она списывается до окончания срока амортизации.

В бухучете годные запчасти отражаются по счету 10 "Материалы" по текущей рыночной цене, которая одновременно признается прочим доходом, как и сумма страхового возмещения.

Пример. Опять внесем изменения в ситуацию, рассмотренную в первом примере. Предположим, битое транспортное средство было застраховано по каско.

Цена ремонта застрахованного авто превысила 85 процентов страховой стоимости. В этой связи страховая компания приняла решение выплатить возмещение на условии "полной гибели" в сумме 200 000 руб. (расчет суммы произведен с учетом износа автомобиля с уменьшением на стоимость годных запчастей).

Годные части машины остаются в распоряжении фирмы, согласно оценке эксперта их рыночная стоимость составляет 50 000 руб.

В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 10-5 (10-6) Кредит 91-1

— 50 000 руб. — приняты к учету годные запчасти и металлолом;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по страхованию каско", Кредит 91-1

— 200 000 руб. — начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по страхованию каско",

— 200 000 руб. — страховое возмещение перечислено на расчетный счет.

Перейдем ко второму варианту и рассмотрим ситуацию, когда годные остатки передаются в собственность страховой компании (абандон). В этом случае владельцу битого автомобиля выплачивается полная страховая сумма.

К сожалению, в настоящее время нет единого подхода к учету рассматриваемой операции. Многообразие мнений обусловлено неоднозначностью в толковании законодательных норм, в связи с чем нельзя ответить на два ключевых вопроса: признается ли данная сделка реализацией и какой объект передается страховой компании — автомобиль или годные остатки (запчасти и металлолом).

Сторонникам точки зрения, что передача права на абандон не признается реализацией, налоговых споров не избежать. Тем не менее приведу доводы в защиту мнения. В гражданском законодательстве сделки по купле-продаже и страхованию регулируются самостоятельными главами. А поскольку абандон заявляется по условиям договора страхования (а не в рамках соглашения купли-продажи), то при переходе прав собственности на битый автомобиль от фирмы к страховщику не возникает реализации, облагаемой НДС (ст. ст. 39, 146 НК РФ).

Есть менее категоричная точка зрения. Но и она не исключает рисков претензий налоговых контролеров. Суть в следующем. Так как автомобиль после ДТП невозможно восстановить, он списывается с одновременным оприходованием металлолома. Получается, что страховой компании передается не машина, а годные остатки, то есть металлолом. И такая сделка хоть и признается реализацией, но не облагается НДС в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Опять же появление необлагаемых операций может привести к обязанности вести раздельный учет и необходимости восстановления НДС с остаточной стоимости ТС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Существует и третий подход. По моему мнению, он позволяет минимизировать риски налоговых споров. Опишу его детальнее.

Условно в страховом возмещении можно выделить две составляющие:

— непосредственное возмещение ущерба (НДС не облагается; включается во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль);

— оплата стоимости поврежденного автомобиля, от которого компания отказывается в пользу страховщика (для целей исчисления НДС и налога на прибыль это доход от реализации транспортного средства).

В рассматриваемой схеме организация отражает в учете реализацию поврежденного транспортного средства как объекта основных средств (а не реализацию годных остатков). Такое правоприменение соответствует формулировке п. 5 ст. 10 Закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ": страхователь может отказаться от прав именно на застрахованное имущество, каковым и является транспортное средство. Кроме того, законность использования метода подтверждается в Постановлении ФАС Московского округа от 14 октября 2011 г. N А40-10959/11-107-49.

Пример. Предположим, битое транспортное средство из первого примера было застраховано по каско. Чтобы получить полную сумму страхового возмещения, фирма заявила право на абандон.

Битый автомобиль, который будет передан страховой компании, оценен экспертом в 50 000 руб. Страховщик выплатил возмещение в сумме 250 000 руб. (с учетом произведенной экспертом оценки битого ТС и его износа на момент ДТП).

Тогда бухгалтеру нужно сделать следующие проводки:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по страхованию каско", Кредит 91-1

— 59 000 руб. — отражен доход от реализации битого автомобиля с учетом НДС;

Дебет 91-2 Кредит 68 "НДС"

— 9000 руб. (50 000 x 18%) — начислен НДС;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по страхованию каско", Кредит 91-1

— 191 000 руб. (250 000 — 59 000) — признан доход от страхового возмещения;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по страхованию каско",

— 250 000 руб. — поступили денежные средства от страховой компании.

На практике иногда бухгалтеры относят остаточную стоимость списываемого авто на расчеты со страховой компанией (Дебет 76 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"). В этом случае не покрытые возмещением потери включаются в состав прочих расходов (Дебет 91-2 Кредит 76) либо, если полученная страховка перекрывает потери, сумма превышения относится к прочим доходам (Дебет 76 Кредит 91-1). По моему мнению, подобное отражение операций не в полной мере соответствует нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, согласно которым возмещение ущерба и потери от причиненных убытков признаются соответственно прочими доходами и расходами.

Не подлежит восстановлению — остатки забирает страховая или они остаются у владельца?

Добрый вечер, подскажите, попал в ДТП, машина в хлам. По результатам оценки ущерба больше чем на 400 тыс. Страховая постановила, что машина не подлежит восстановлению. Вопрос в том, страховая забирает остатки авто или они остаются у меня — владельца? Спрашиваю, т.к. страховая сама же призналамашину не подлежащей восстановлению и требует, обосновывая якобы что у меня будет обогощание.

Посмотрите ещё темы на форуме:

Или статьи по теме:

Или попробуйте найти:

Добрый вечер, Валерий!

Уточните, речь идёт о страховании ОСАГО или КАСКО?

В случае, когда автомобиль признаётся страховой компанией не подлежащим восстановлению, то в случае КАСКО всё зависит от договора страхования; в случае, если выплата происходит по ОСАГО, то ФЗ «Об ОСАГО» предписывает, что автомобиль (его годные остатки) остаётся у собственника, но при этом, возмещение производится за вычетом этих годных остатков.

18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта повреждённого имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

Проще говоря, считать следует по формуле: [среднерыночная стоимость авто] — [оценочная стоимость годных остатков] — [лимит возмещения]. В результате этой формулы получается недополученное возмещение ущерба. Если оно больше максимальной выплаты от страховой, то разницу Вы получаете с виновника ДТП (при отсутствии у оного полиса ДСАГО).

Никакого необоснованного обогащения в данном случае у Вас быть не может.

какая процедура передачи страховой годных остатков при тотале?

Страховая предлагает составить допник к договору страхования.

1) Ваша выплата равна страховой сумме по договору минус износ по договору (размер указан в Правилах) и минус стоимость годных остатков (согласно заключению экспертизы). При несогласии с заключением экспертизы можете переделать расчет. Годные остатки остаются Вам и Вы их реализовываете (продаете перекупам).

2) Ваша выплата равна страховой сумме по договору минус износ по договору. Годные остатки Вы передаете страховой. Схема передачи оговаривается со страховой отдельно. 18.08.2014 14:01:28, ANDREW

т.е. В итоге сделки со страховой у меня будут подписанный допник к договору страхования (кстати, только поняла, что как такового ДОГОВОРА страхования у меня и нет :), только полис)и акт приёма-передачи. И с этим в ГАИ и налоговую?

Про выплаты салону- это как? Сейчас для допника запросили реквизиты для перечисления. С этим тож непонятно. Мы банку немного ещё должны. Банк должен приготовить письмо с реквизитами. По идее сумму должны делить на 2 части (мне и банку). Менеджер в страховой нервный попался. По почте отвечает посылом в. ГК РФ, а по тел. не дозвонишься 🙁 05.08.2014 15:55:52, FINE