Гидроблок (клапанная плита, гидроплита) АКПП

OlegLAN2000 › Блог › Ремонт и обслуживание АКПП #гидроблок_клапанов

В моём блоге очень много моторов, хотя первоначально, ещё до того как я начал ремонтировать автомобили мне всегда было интересно устройство АКПП и я хотел их чинить, я прочитал наверное все издания по ремонту и устройству АКПП, но половина из них если честно мало имеют чего общего с современными АКПП, там всё не сложнее самых старых образцов АКПП. И разбирая свой первый Автомат я шёл на ощупь. потому что знания из российских изданий не давали понимания ка должно быть и как не должно.

сегодня я хочу рассмотреть свою любимую операцию, это ремонт (хотя я считаю что лучше не доводить до ремонта, а профилактически делать это с заменой ATF раз в 80-100 тыс км) особенно это актуально для трансмиссий у которых стоят сетчатые стальные фильтры. такие фильтры пропускают гораздо больше мелкой пыльцы внутрь гидроблока.

к сведению, 99% низкого качества переключения передач (толчки, рывки) вызваны гидроблоком. Мусор попадающий в золотниковые клапаны препятствует их плавному перемещению внутри корпуса и при переключении передачи золотник меняет своё положение не при расчётном давлении, соответствующему данному числу оборотов на валах а при более высоком давлении, при этом происходит ударное включение (толчок, пинок. удар), за время практики ремонта, я вернул к работе, наверное более 100 гидроблоков. почти всегда если клиент обнаружил толчки на ранней стадии и обратился за ремонтом вовремя гироблок удаётся вернуть в нормальный режим работы, хуже когда люди с толчками продолжают эксплуатировать автомобиль на протяжении долгого времени. в этом случае от ударного включения страдают корпуса муфт, на шлицах происходит как на корпусе так и на муфте образуются набои (риски) от фрикционных дисков и даже устранение залипания золотниковых клапанов не устраняет закусывания фрикционов в местах набоя в момент включения. Ещё хуже когда ударное включение начинает выкрашивать зубья на планетарном редукторе или сбивать шлицы на валах и корпусах муфт. в этом случае порой автомобиль полностью обезвоживается и требуется комплексный ремонт АКПП.

в процессе ремонта я снимаю гидроблок, осматриваю сколько стружки на нём налипло, характер стружки (мелкая пыльца или крупные размером с песчинку) осматриваю сколько налипло пыльцы на соленоидах.

потом я проверяю соленоиды, соленоиды проверять по сопротивлению как это описано в мануалах весьма грубая и не имеющая смысла процедура. соленоид нужно проверять подавая на него ток. при это он должен быстро выполнять команду, перенаправлять поток, и ГЛАВНОЕ, ОН НЕ ДОЛЖЕН НАГРЕВАТЬСЯ В РУКЕ! это очень важный момент, если при его проверке, вы почувствовали что соленоид стал тёплым настолько что вы ощущаете его тепло, сразу приговаривайте его к замене, при этом он может соответствовать по сопротивлению номиналу и перенаправлять потоки. но делать он это будет с запозданием и при прогреве АКПП до рабочей температуры эти симптомы усилятся.

далее я снаружи отмываю гидроблок очистителем тормозов, и начинаю разборку гидроблока. я снимаю плиты по очереди (вертикально вверх) и осматриваю сколько скопилось пыльцы на пластинах, очень внимательно нужно осмотреть отверстия в паре с которыми работали шарики, так же как и саму поверхность шарика на предмет выкрашивания внешнего слоя (хрома), по скоплениям пыльцы на плите можно заранее понять с какими золотниками ожидать сложностей.

после я отмываю все каналы (лабиринты) гидроблока очистителем, продуваю сжатым воздухом и заливаю чистый ATF в каналы, клапаны после очистителя очень сильно закусывают и не хотят выходить из своих постелей (каналов)

достав штифт, заглушку и клапан и пружину, в первую очередь я осматриваю торцы пружины на предмет выкрашивания, зачастую именно продуктами выкрашивания пружин засоряются золотниковые клапаны. после это но я мою золотник и ощупываю каждое ребро клапана, именно там появляются заусенцы которые препятствуют плавному перемещению клапана в канале. если есть заусенец я его снимаю и проверяю плавность перемещения золотника.

естественно всё выше перечисленное не применимо к одноразовым АКПП от ZF (8 ступенчатые с параметром управления давления масла на включение каждой передачи, о них я расскажу в отдельной теме) и к коробкам фирмы GM с пластиковыми шариками в гидроблоке. эти коробки вообще не охотно подаются ремонту и каждый дефект в этой АКПП лучше устранять не местно, а сразу комплексно ремонтировать АКПП.

однако это всё актуально для CVT, вариаторы тоже подвержены тем же самым болячкам.

Как выполнить ремонт гидроблока своими руками?

  • Как выполнить ремонт гидроблока своими руками?
  • Принцип работы гидроблока АКПП, или что такое гидроблок
  • Когда необходим ремонт гидроблока, почему так важна диагностика
  • Причины поломки гидроблока АКПП
  • Как выполнить ремонт гидроблока своими руками
  • Стоит ли выполнять самостоятельный ремонт
  • Порядок замены гидроблока
  • Особенности ремонта на Ауди
  • Ремонт гидроблока АКПП на Фольксвагене

Основным узлом автоматической коробки переключения передач является гидравлическая клапанная плита, или гидроблок АКПП. Давайте разберемся, за что отвечает гидроблок в АКПП, и стоит ли самостоятельно его ремонтировать в случае поломки.

Принцип работы гидроблока АКПП, или что такое гидроблок

Гидроблок включает в себя металлическую клапанную плиту с большим количеством каналов, в которых установлены регулирующие клапаны, наборы датчиков и соленоиды, отвечающие за работу коробки передач.

Когда необходим ремонт гидроблока, почему так важна диагностика

Поскольку гидроблок отвечает за перераспределение потоков и давления трансмиссионной жидкости, выходит, что все рывки и удары, которые вы вдруг начинаете чувствовать, — признаки неисправности гидроблока АКПП. При любых неполадках необходимо провести диагностику и лишь после этого начинать ремонт.

Для диагностики устройства необходимо разобрать АКПП, так как, чтобы проверить гидроблок АКПП, необходимо корпусные плиты устройства взять на вакуум-тест. Вакуумная диагностика на основании показателей манометра покажет, исправлен гидроблок или изношен.

Причины поломки гидроблока АКПП

Характерные симптомы неисправности гидроблока АКПП проявляются в виде повышенной вибрации и скрежете при переключении передач. Также довольно часто неисправность представляется в виде толчков, ударов и пробуксовок между передачами. Зачастую ремонт гидроблока АКПП вызван несвоевременной заменой трансмиссионногомасла, использованием некачественного масла и несоблюдением основных правил эксплуатации автовладельцем. Причины поломок гидроблока АКПП:

  • Использование грязного масла (со стружкой и прочими отложениями);
  • Загрязнение клапанов (при использовании некачественного масла);
  • Перегрев трансмиссии (спровоцировано загрязнением сотов радиатора охлаждения);
  • Наличие задиров на поверхностях муфт, каналов, золотников и пр. (что понижает качество масла и приводит к неисправности гидроблока);
  • Разбитость пружин (отвечающих за возвращение плунжера при выключении соленоида);
  • Стремительный разгон автомобиля (приводит к износу фрикционов); Окисление контактной части соленоидов.
  • Как выполнить ремонт гидроблока своими руками

    Ремонт АКПП – дело серьезное, требующее специальных навыков и знаний автомеханика. А вот демонтаж и последующий монтаж устройства могут произвести многие автолюбители. Осуществление этих операций своими руками значительно снижает стоимость ремонта в целом.

    Стоит ли выполнять самостоятельный ремонт

    Ремонт гидроблока АКПП можно провести своими руками. Для этого необходимо иметь специальные приспособления и владеть определенными навыками автомеханика, а также иметь свободное время, желание сделать работу самостоятельно, и запастись терпением и упорством.

    Порядок замены гидроблока

    При замене гидроблока АКПП необходимо обратить внимание на нюансы, которые связаны с маркой автомобиля, который ремонтируется. Сперва в каждом автомобиле необходимо слить все масло из АКПП, снять аккумуляторную батарею и тогда уже начинать демонтаж гидроблока.

    После демонтажа гидроблока, его следует помыть. Для этого выкручиваем 8 торксов, снимаем, моем. Под крышкой находится маленький фильтр и электроклапан-модулятор, они также снимаются и моются. После того, когда все детали гидроблока автомобиля будут помыты, собираем гидроблок в противоположном порядке.

    Перед тем как приступить к установке гидроблока, рекомендуется сменить резинки-уплотнители. Необходимо проверить, чтобы механический клапан вошел в выступ зубчатого сектора. Устанавливаем его на место, проверяем, чтобы провода были внутри, иначе переключение передач будет невозможно. Устанавливаем крепежный болт гидравлического блока на свое место. Подсоединяем 6 секансных электромагнитных клапанов и проверяем, правильно ли работает механизм переключения передач в разных положениях.

    После монтажа АКПП, приступаем к заливке 4 литров масла, которое необходимо разогреть до 58-68 градусов. Далее включаем мотор, оставляем его работающим и откручиваем пробку. Если масло начнет выходить тонкой струйкой, а затем капать, значит, все нормально, и уровень верный. В любом другом случае необходимо доливать еще пол литра масла и заново повторять все действия.

    Особенности ремонта на Ауди

    Устройство гидроблока АКПП Ауди включает в себя определенные отличия, это относится к процессу монтажа гидроблока. После демонтажа гидроблока на вас польется масло. Во время демонтажа гидроблока необходимо запоминать правильное расположение каждого шурупа, которым закреплен гидроблок. В противном случае вы рискуете закончить монтаж неправильно. В гидроблоке каждый болт имеет свой диаметр, а одинаковых запчастей почти нет.

    Гидроблок автомобиля Ауди состоит из 60 болтов, 4 поршня, приблизительно 20 шариков и штифтов. Необходимо запоминать порядок снятия узлов, это поможет сократить время при монтаже гидроблока. После установки всех деталей обратно, необходимо закрепить поддон и залить масло. При необходимости долить небольшое количество масла можно применить шприц.

    Ремонт гидроблока АКПП на Фольксвагене

    Меняют гидроблок АКПП на Фольксвагене обычным способом. Вначале необходимо достать гидроблок и промыть все его составляющие. Далее произвести монтаж в обратном порядке. Также существуют и свои нюансы, с которыми необходимо считаться при ремонте гидроблока АКПП на Фольксвагене. Нельзя доставать фильтр, пока не снимете гидроблок, поскольку один из болтов имеет отдельную гайку, которая находится с другой стороны. Вытянуть, возможно, а вот назад поставить не получится. При снятии гидроблока существует риск поломки прокладки, а чтобы ее заменить, потребуется разборка гидроблока.

    Чтобы извлечь пружину гидроаккумулятора, также необходимо разбирать гидроблок, поскольку требуется доставать детали, а выполнить это возможно лишь в разобранном виде. При монтаже гидроблока обратно следует применять лишь динамометрический ключ, поскольку на Фольксвагене небольшие моменты затяжек, и можно их поломать.

    Что такое гидроблок АКПП, вы уже знаете. При необходимости его ремонта автовладелец сам решает, делать ремонт своими руками или доверить ремонт специалисту.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

    Гидроблок (клапанная плита, гидроплита) АКПП

    Гидромеханическая АКПП является сложным агрегатом, который состоит из большого количества механических, гидравлических и электромеханических элементов.

    Далее мы рассмотрим, как устроен и какие функции выполняет гидроблок «автомата», а также в каких случаях выполняется ремонт гидроплиты.

    Устройство и назначение гидроблока АКПП

    Итак, если просто, гидроблок представляет собой клапанную плиту из металла, в которой выполнено много каналов. В указанных каналах стоят специальные клапаны (часто называются соленоиды), а также электронные датчики.

    В совокупности, данные элементы фактически управляют работой автоматической коробки на основании сигналов от ЭБУ АКПП. По этой причине в обиходе принято называть гидроблок «мозгом» коробки – автомат, так как гидроплита осуществляет управление работой АКПП.

    Для каждой передачи предусмотрены отдельные каналы в гидроплите. Чтобы включить ту или иную передачу, на клапаны (соленоиды) приходит сигнал от ЭБУ АКПП, затем происходит срабатывание нужного клапана, в результате чего канал открывается, жидкость АТФ под давлением поступает по каналу.

    Далее рабочая жидкость «давит» на фрикционы, которые, в свою очередь, блокируют шестерню в АКПП. Так происходит ступенчатое изменение передаточного числа в автоматической гидромеханической коробке.

    Неисправности гидроблока АКПП: причины поломок

    Как видно, гидроблок распределяет потоки рабочей жидкости по каналам. Более того, подача трансмиссионной жидкости ATF происходит под давлением.

    Если же давления оказывается недостаточно, коробка – автомат перестает корректно работать, появляются толчки, удары при переключении передач, АКПП пинается. Также водитель может заметить появление сильных вибраций, скрежет, проскальзывание передач (пробуксовки), задержки между переключениями и т.п.

    Например, грязное масло (жидкость АТФ) содержит в себе стружку, продукты износа коробки, а также заметно теряет свои свойства. В результате происходит загрязнение клапанов гидроблока, на поверхностях каналов, золотников, муфт и других элементов появляются задиры.

    Чтобы продлить срок службы АКПП и гидроблока, необходимо своевременно производить замену рабочей жидкости АТF (каждые 50-60 тыс. км.), а также при необходимости промывать гидроблок. Также может потребоваться замена соленоидов.

    Ремонт гидроблока и диагностика неисправностей АКПП

    Достаточно часто описанные выше симптомы и признаки в виде рывков и толчков коробки автомат указывают на проблемы с гидроблоком. При этом диагностику нужно проводить незамедлительно.

    Дело в том, что дальнейшая эксплуатация коробки будет означать, что если «автомат» работает с толчками, пинками и ударами, такая некорректная работа станет причиной поломки остальных деталей АКПП. Результат — сильное удорожание ремонта автоматической коробки.

    Если это необходимо, выполняется ремонт гидроблока АКПП или замена гидроблока. В том случае, когда проводится ремонт, прежде всего, после демонтажа гидравлического блока клапанную плиту необходимо тщательно промыть. Также промываются остальные элементы, проверяется работоспособность клапанов (соленоидов), меняются уплотнители и т.д.

    Гидроблок АКПП — Признаки неисправности | Устройство | Принцип работы

    В процессе эксплуатации гидроблок на автоматических коробках передач подвергается существенной нагрузке. Именно поэтому при неправильной эксплуатации или же некачественном обслуживании гидроблок может выходить из строя и требовать дорогостоящего ремонта. В зависимости от конструкции коробки передач и расположения двигателя гидроблок устанавливается как легко доступным образом, так и неочень.

    Гидроблок | Принцип работы

    Почему выходит из строя гидроблок?

    Поломки гидроблока автоматической коробки передач могут возникать в результате неправильной эксплуатации трансмиссии. Так, например автовладелец может в зимнее время года не дожидаться разогрева трансмиссионной жидкости и начинать движение в максимально активном режиме. В отдельных случаях отмечаются проблемы с системой охлаждения, которые возникают в результате отсутствия замены охлаждающей жидкости и неправильной работе маслоприемника. Все это способно привести к поломке гидроблока и самой коробке передач.

    Повреждения могут сопровождаться различными симптомами гидроблока. Необходимо отметить, что, несмотря на развитие компьютерных систем диагностирования автомобилей, точно определить поломку этого элемента затруднительно. Поэтому при проведении сервисных работ мастера могут определить поломку исключительно демонтировав коробку.

    Гидроблок акпп принцип работы достаточно прост. Он передает по определенным каналам давление жидкости (АТФ) к мехническим частям АКПП, все зависит от необходимого действия, и от того, на какую передачу приходится включение. Всем этим сложным процессом управляет ЭБУ (Электронный блок управления). Необходимо сказать, что в силу повышенных нагрузок этот элемент не отличается необходимой надёжностью и имеет больший процент поломок, нежели чем вся автоматическая коробка в целом.

    Признаки неисправности гидроблока

    Характерным признаком неисправности гидроблока акпп являются повышенные вибрации и скрежет при смене передач. В отдельных случаях может отмечаться полная остановка работы двигателя при приключении селектора из режимов Parking в режим Drive. Так же довольно часто неисправность проявляется толчками, ударами и пробуксовками между передачами. Современным автомобилям, оснащенным многочисленными датчиками, при поломках выводят сообщение о повреждении коробки передач. Определить точно причину поломки можно лишь подключив компьютер к диагностическому оборудованию и проведя соответствующие тесты коробки передач. В данном случае вы сможете установить вышедший из строя элемент. Однако точно сказать характер поломки даже после проведённой компьютерной диагностики невозможно. Необходимо производить демонтаж гидроблока и его разборку.

    Фото гидроблока АКПП

    Самостоятельный ремонт — возможен ли?

    Выполнить ремонт гидроблока могут в специализированных мастерских и сервисных центрах. Ремонт гидроблока акпп своими руками возможен лишь в том случае, если у вас имеется практический опыт работы с подобными запчастями. Вам потребуется демонтировать (в некоторых случаях) АКПП, вскрыть корпус и первым делом проверить клапаны. Самостоятельно очистить их у Вас скорее всего не получится, т.к. для этого используется профессиональное оборудование. Так же обязательно проверьте пружины гидроблока, которые имеют тенденцию к износу. Большое значение имеет обратная сборка конструкции гидроблока, если Вы допустите ошибку — последствия могут быть намного печальней замены одной лишь детали в сборе. Как вы можете заметить, провести ремонтные работы может лишь опытный специалист при наличии у него соответствующего оборудования.

    Стоимость ремонта гидроблока напрямую зависит от характера поломки. Так, например, достаточно часто отмечаются проблемы с пружинами, клапанами, блоком соленоидов. Во многих автосервисах не берутся за ремонт, мотивируя это тем, что в сборе заменить его будет дешевле. Это не всегда так, Вы можете обратиться к нам и мы с радостью выполним ремонт гидроблока недорого и качественно. Из-за того, что конструкция гидроблока является достаточно сложной, состоящая из большого количества деталей — требуется обладать огромным запасом знаний и опытом, чтобы выполнять такой ремонт. Стоимость такого ремонта может составить от 10.000 рублей , до нескольких десятков тысяч рублей. Так же существует проблема забитого гидроблока, когда золотники клапанной плиты начинают залипать. В отдельных случаях имеет смысл провести замену сломавшегося элемента, а не пытаться проводить дорогостоящую и сложную процедуру восстановительного ремонта.

    Ремонт Гидроблока АКПП — Видео

    Из профилактических мероприятий для предупреждения поломок гидроблока мы рекомендуем вам пристально следить за состоянием системы охлаждения акпп. Именно неправильная работа системы охлаждения является одой из самых распространенных причин повреждения данного элемента.

    Также автовладельцу следует правильно эксплуатировать свой автомобиль и автоматическую коробку в частности. Не следует в особенности в зимнее время года начинать движение автомобиля не прогрев предварительно масло в коробке передач. Данная процедура занимает всего несколько минут и позволяет с лёгкостью выводить температуру масла в коробке передач и гидроблоке на необходимую температуру. Тем самым вы сможете обеспечить качественное охлаждение и смазку подвижных элементов.

    Для прогрева коробки передач вам необходимо перевести селектор в положение Драйв (D) и удерживать тормоз в течение одной минуты. Сразу после этого вы можете начинать движение. Также следует помнить о том, что после начала движения на холодной машине не рекомендуется раскручивать мотор выше 3000 оборотов в минуту. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете защитить коробку передач и гидроблок от повреждения и продлите беспроблемный срок эксплуатации вашего автомобиля.

    ­­ ­ ­­ ­ АВТОСЕРВИ ­­ С «ЛИДЕР»

    Гидроблок (мозги).Гидроблок. Клапанная плита. Гидроплита.Для чего служит Гидроблок в АКПП («Мозги») — Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов) это гидро-«диспетчер», узел коробки передач, состоящий из клапанов, датчиков, аккумуляторов и соединяющих их каналов. Гидроблок распределяет\направляет давление масла от маслонасоса в нужный барабан сцепления для переключения передач в АКПП и блокировки гидротрансформатора. Можно сказать, что гидроблок исполняет роли — нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и — нашей руки, переключающей рычаг КПП, — кроме того он еще является самим таким рычагом а также еще и мозгом, передающим команды рукам и ногам. Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз — так запрограммированы «мозги» АКПП и по самому эффективному и экономичному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов — выравнивание скоростей валов — включение сцепления следующей скорости. Вся технология переключения на другую скорость отработана конструкторами настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ти. 8-ми ступенчатых автоматах при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато. Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят сначала к толчкам при переключении а позже и вообще к проскальзыванию сцепления.

    Старые гидромеханические клапанные плиты (20-го века) обладали весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служили весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет.Основной проблемой гидроблоков долгие годы была «старость» отдельных элементов и «атеросклероз»:- забившиеся фрикционной грязью клапаны, каналы, которые не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы)- процарапанные металлическим «мусором» поверхности каналов, муфт, золотников износ и протечки масла через них, (проверяется подачей давления воздуха от компрессора и определения критичности износа.)- другими частыми проблемами были износившиеся расходники: ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, стертые шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина сальников и т.д. (замена расходников решает большинство проблем)»Старость» гидроблоков этого поколения АКПП наступала в конце ресурса самой АКПП и автомобиля и редко требовала их замены, кроме самых запущенных случаев. Только чистки и переборки.

    Конструкцию современных (6-ти ступенчатых) АКПП стали спроектировать таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку, и инструкция по доливу масла (для примера — АКПП A960E Aisin) выглядит следующим образом:- На первом этапе, при снятии боковой крышки гидроблока (достаточно для смены соленоидов) — требуется долить всего 1.3 литра масла.- При более сложном ремонте — снятии и чистке гидроблока, потребуется долить 3.9 литра масла.А уже при сложном обслуживании (когда снимается для ремонта «бублик»-гидротрансформатор) — 5.3 литра масла. И только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП — Айсин Ко, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:- первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).- следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона (или 2-3-х фрикционов в некоторых ZF 6HP26-32 или Мерседес).И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом.

    Что если ездить с неисправным гидроблоком?В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному. возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты: Одни протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, . 3-4 скоростей.- другие — к неработающей блокировке трансформатора с вытекающими отсюда проблемами перегрева и перерасхода топлива,- третьи — к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок. — Частая проблема для легендарных ZF-ских коробок 6HP26.Наиболее популярное место ремонтов — клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр. Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока.

    Неисправности гидроблока и его ремонт

    При эксплуатации автомобиля с АКПП многие водители сталкиваются с неисправностями автоматической трансмиссии, проявляющиеся в следующем:

    • толчках при переключении режимов АКПП на месте;
    • ударах во время переключения передач;
    • вялом разгоне автомобиля из-за пробуксовок в трансмиссии;
    • невозможности или несвоевременности переключения передач;
    • обездвиживании автомобиля.

    Часто перечисленные неисправности сопровождаются сигнализацией на панели приборов о переходе АКПП в аварийный режим.

    Основным источником описанных проблем зачастую является гидроблок.

    Для справки: Гидроблок (он же блок клапанов, гидроплита, Valve Body) — это своеобразная клапанная плита, выполняющая диспетчерские функции, которая состоит из сложной системы масляных каналов, электрорегуляторов (соленоидов), а также гидроаккомуляторов и датчиков. Гидроблок управляется электронным блоком управления (ЭБУ) при помощи электросигналов, поступающих к соленоидам. Посредством клапанов в гидроблоке распределяются потоки масла, движущиеся внутри коробки под давлением от маслонасоса к соответствующим пакетам фрикционов для их сжатия и переключения передач или блокировки гидротрансформатора.

    В процессе работы АКПП на этот узел приходится максимальная нагрузка, поэтому чаще всего именно он первым выходит из строя. Выделяют несколько основных факторов, влияющих на работоспособность гидроблока:

    • загрязнение продуктами износа;
    • нарушение герметичности или пропускной способности масляных каналов;
    • перегрев;
    • разрыв электрических цепей;
    • нарушение работоспособности отдельных деталей и др.

    Перечисленные неисправности устраняются в процессе промывки или ремонта гидроблока.

    В связи с конструктивными особенностями АКПП в большинстве случаев демонтаж гидроблока не представляет сложности. Как правило, он располагается под масляным картером в нижней части коробки. Для этого не требуется демонтаж и разборка АКПП, но необходимо слить масло. После демонтажа и разборки гидроблока, его масляные каналы промываются от металлической стружки и иных продуктов износа. Проверяется работоспособность соленоидов. Очень часто чрезмерное количество продуктов износа в масле мешает их работе, вплоть до заклинивания. Работоспособность соленоидов проверяется подачей на них небольшого тока. Если соленоид находится в рабочем состоянии, то он сигнализирует об этом своеобразным пощелкиванием. Помимо этого, в сервисе могут применяться специальные диагностические стенды, позволяющие измерять большое количество рабочих параметров гидроблока и произвести его отладку.

    Так же плита гидроблока со временем имеет свойства поддаваться физическому износу. Благодаря продуктам износа, содержащимся в перемещаемом под давлением масле, появляется абразивный эффект. Из-за него в маслоканалах образуются задиры, наблюдается остаточный износ металла, на пластине гидроблока образуются выбоины. Если данные изъяны невозможно убрать с помощью шлифовальных работ, гидроблок подлежит замене.

    С учетом всего перечисленного, всем автовладельцам, столкнувшимся с неполадками в работе АКПП, рекомендуем не затягивать с диагностикой и своевременно обращаться в специализированный сервис.

    Обсуждения

    Гидроблок. Клапанная плита. Гидроплита. Блок клапанов АКПП. Блок управления.

    9 сообщений

    Гидравлическая клапанная плита- это самый сложный узел АКПП, который состоит из множества каналов, клапанов, электрорегуляторов (соленоидов), аккумуляторов, датчиков и других элементов для того, чтобы управлять гидравлическим включением и выключением муфт сцепления, работой фрикционов, переключающих скорости и блокировкой гидротрансформатора.

    Фактически, блок клапанов это — руки и ноги водителя, которые переключают скорости вверх и вниз.

    Можно сказать, что гидроблок выполняет роль нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и нашей руки, переключающей рычаг КПП, кроме того она еще является самим этим рычагом и в некоторых современных АКПП — еще и нашим мозгом, принимающим решения.

    Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно переключающего передачи вверх или вниз — именно так запрограммированы "мозги" АКПП и именно по максимально эффективному сценарию производятся эти переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов — выравнивание скоростей валов — включение фрикционов следующего пакета.

    Вся технология этого переключения на повышенную скорость отработана настолько идеально, что разрыв мощности в некоторых современных АКПП при переключении составляет менее 0.2 секунды. То есть практически мгновенно.

    В последние годы акцент в капремонтах АКПП (особенно интеллектуальных 5-ти и 6-ти ступенчатых) сместился в сторону ремонта (в запущенных случаях — замены) гидравлических клапанных блоков, которые стали главным "ремонтным местом" трансмиссий.

    Сколько раз водитель переключает рычаг механической КПП, используя рычаг и педаль — столько же раз и переключаются клапаны-золотники в гидроблоке. Только современные настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что в современных автоматах переключения производятся чуть чаще и быстрее.

    Почему Гидроблок АКПП называют — "Мозги"?

    Гидравлическая клапанная плита на профессиональном сленге действительно называется — "Мозги".

    Отчасти это потому, что она чисто формально напоминает мозг с его извилинами. Отчасти — потому, что в 20-м веке гидроблок выполнял функцию "мозга" автомобиля, принимая решения: когда и какому узлу нужно включаться в работу. Действительно, гидроблок был настоящим мозгом гидравлически управляемой трансмиссии, управляя переключениями с помощью простых механических устройств вроде Говерноров (сравните: "гувернер" — управляющий хозяйством).

    Ну тот гидроблок гидравлических АКПП напоминал что-то вроде мозга ящеров или птиц. С приходом электроники и электроклапанов-соленоидов, настоящим "мозгом" стал не гидроблок, а ЭБУ (электронный блок управления). А гидроблок стал чем-то вроде "спинного мозга".

    Объединившись вместе с главным ЭБУ — компьютером АКПП, гидроблок в некоторых АКППвыполняет функцию головного и спинного мозга.

    МехатроникTCM, ECU, PCM и Гидроблок (Valve Body) — в чем разница?

    — Электронный блок управления трансмиссии (ЭБУ или ТСМ-анг.- transmission control module) и Гидравлическая клапанная плита (valve body).

    Первый (ЭБУ) дает электрические импульсы-команды (как кора головного мозга — посредством нейронов) основываясь на информации от датчиков-сенсоров, а второй (Гидроплита) — снабжает кровью и вырабатывает химию гормонов, управляя всем организмом.

    Раньше ЭБУ находился под капотом или под панелью автомобиля. А с начала века стало принято соединять электронику с гидроплитой внутри АКПП , где рабочая температура считается стабильнее.

    То есть интеллектуальный мозг (ЭБУ) АКПП соединился с гидравлическим мозгом (клапанной плитой).

    Это позволило упростить конструкцию АКПП, но усложнило задачу производителям электроники.

    Но это еще не весь "мозг" автомобиля. Существует еще "головной" мозг всей машины — ECU (Engine Control Unit или Module). Некоторые рисковые автопроизводители объединили все компьютеры в один и назвали его по-американски Powertrain Control Module.

    Это — настоящие "мозги" машины. Вернее это сочетание "головного мозга" (ECU), управляющего двигателем и всей машиной и "спинного мозга" (TCM), управляющего АКПП.

    Типичные неисправности гидроблоков.

    Старые гидромеханические клапанные плиты (20-го века) обладали весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служили весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет.

    Основной проблемой гидроблоков долгие годы была "старость" отдельных элементов и "атеросклероз":

    — забившиеся фрикционной грязью клапаны, каналы или процарапанные металлическим "мусором" поверхности каналов, муфт, золотников. износ соленоида

    — другими частыми проблемами были ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место и т.д.

    "Старость" гидроблоков этого поколения АКПП наступала в конце ресурса самой АКПП и автомобиля и редко требовала их замены, кроме самых запущенных случаев. Только чистки и переборки.

    Современные клапанные плиты в 5-ти и 6-ти ступенчатых акпп, где используются линейные соленоиды, работают в совсем других условиях:

    Одна из проблем — повышенная температура. С 2003-2005-х годов рабочая температура двигателя (и в АКПП) повысилась на 20-30 градусов.

    Электроника быстрее стареет, работая при температуре свыше 120 градусов.Так электроклапан-соленоид, сенсор или подводка-шлейф со временем теряют свою токопроводящую способность, что показывает увеличенное значение сопротивления. А компьютер, отметив повышенное сопротивление соленоида или датчика-сенсора бракует его.

    Было много других "детских болезней", которые постепенно решали производители электроники, но главной проблемой осталась проблема принудительной "скользящей" блокировки гидротрансформатора, создавшей невыносимые условия работы, когда масло летом:

    А. нагревается до 150 градусов и

    Б. — загрязняется пылью от фрикциона, превращаясь в абразивную агрессивную движущуюся суспензию, которая как пираньи съедает все, что попадается на ее пути.